Эрдоган давно – еще с нулевых годов – мечтал замкнуть на себе все альтернативные российским пути поставки углеводородов в Европу с восточного, северного и южного направлений. Причем для Анкары это был не только и даже не столько источник заработка, сколько получение рычага давления на Брюссель. И этот рычаг турки использовали бы куда эффективнее, чем Украина.
4 комментарияЭжен Грин всегда жил в Париже
Московский международный кинофестиваль завершился, результаты конкурсов объявлены. Каталог фестиваля, некоторое время служивший источником знаний о мире, теперь представляется литературным артефактом: похоже, аннотации к фильмам писались, как статьи на околосексуальные темы в медицинской энциклопедии – ничего не понятно, но смутное ощущение опасности гарантировано.
«Мост искусств» Эжена Грина, представлявший Францию на фестивале Локарно в прошлом году, украсил программу «Вокруг света». Это третья полнометражная картина Грина, начавшего снимать кино в нежном возрасте «под пятьдесят». Уроженец североамериканских штатов, он эмигрировал из США в 1969 году и через Германию и Чехию пробрался в Париж, где прижился настолько, что в каталоге Локарно написали: «француз Эжен Грин постоянно проживает в Париже». Сейчас он отказывается говорить по-английски, но с удовольствием дает интервью на пяти экзотических языках, включая баскский.
Грин и культурное наследие
Кадр из фильма «Мост искусств» (фото с сайта imdb.com) |
Специалист по барочному театру, литературе и музыке, автор нескольких пьес и книг, Грин лично ответственен за современный интерес к барокко.
Визуальную манеру можно связать с молодыми итальянцами пошива 2001-2002 года – и ошибиться. Это, скорее, оммаж Брессону, чей «Дневник сельского кюре» занимает половину личного пантеона Грина, неоимпрессионистам и ранним фильмам Риветта-Ромера, с их «особым» видением Парижа. В основе композиции - эстетика театра барокко с легкой примесью эйзенштейновской диалогичности. Крупные планы, прямой взгляд в камеру. Язык подчеркнуто литературен и кажется цитатой до последней реплики. Сюжет – любовная история со сновидениями, смертью и встречей после смерти – на мосту искусств. Lamento della ninfa Монтеверди звучит почти непрерывно – и не надоедает.
В одной из первых сатирических сцен главный негодяй и сердцеед, руководитель ансамбля барочной музыки (блестящая роль Denis Podalydès) одалживает своего «реквизитора» высокопоставленному чиновнику министерства культуры. Реквизитора играет Жереми Ренье, он же Бруно в последнем фильме Дарденнов «Дитя». Возможно, поэтому, а также в силу давней дружбы, братья Дарденн финансировали пост-продакшн фильма Грина, когда его бюджет иссяк.
Грин и дети
Кадр из фильма «Пока не поздно» (фото с сайта imdb.com) |
Зато у Лорана Дюссо, чей фильм «Пока не поздно» оказался в программе «Перспективы», при помощи Canal+, хватило денег на все. Прекрасная операторская работа, человек сто молодых и красивых актеров, роскошная картинка. Увы, режиссер несколько перемудрил, так что иногда складывается впечатление – картина снята восемнадцатилетним мальчиком, замечтавшимся о том, какой полной жизнью он заживет к тридцати. Чеховская фабула рассыпается удивительно инфантильными диалогами о любви до гроба, дружбе и верности.
Если верить регламенту фестиваля, в конкурс «Перспективы» отбираются дебютные, поисковые и экспериментальные работы. Интересно, каким образом туда попал «Пока не поздно»: это как минимум третий фильм Дюссо, а эксперимента и поиска в нем столько, что можно показывать по первой программе в семь вечера. Истинный парижанин Эжен Грин, вероятно, с натуры списал обычаи и нравы французской «мафии от культуры».