
Коренной интерес Трампа не в том, чтобы остановить войну на Украине. Он хочет сохранить лицо, бросив чемодан без ручки европейцам. При этом параллельно еще и извлечь разные стратегические выгоды.
2 комментарияКоренной интерес Трампа не в том, чтобы остановить войну на Украине. Он хочет сохранить лицо, бросив чемодан без ручки европейцам. При этом параллельно еще и извлечь разные стратегические выгоды.
2 комментарияРазговоры о конкуренции за Центральную Азию нередко сводятся к метафоре «большой игры» или «новой большой игры» – геополитического клише из XIX века. Для конструктивного диалога с регионом России необходимо отказаться от этого взгляда.
3 комментарияТема беспилотных систем на вооружении военных флотов не исчерпывается небольшими ударными безэкипажными катерами. По задачам морской пехоты будут действовать разведчики, десантные, транспортные дроны, безэкипажные тральщики.
2 комментарияРежиссер, вполне объективно заработавший звездный, во всяком случае для своего поколения, статус. Его спектакли на сегодняшний день – главная приманка «Табакерки». На них ходят поклонники умного, хотя и довольно традиционного театра, любители незаезженного материала и крепких актерских работ.
В настоящий момент Карбаускис готовит к выпуску потенциальный блокбастер: гоголевские «Мертвые души». А пока свет увидела версия сочинения Леонида Андреева с «оптимистичным» названием «Рассказ о семи повешенных».
Время насторожиться
![]() Актеры Яна Сексте в роли Муси, Алексей Усольцев в роли Каширина и Александр Воробьев в роли Янсона (фото: ИТАР-ТАСС) |
Драматургия, а тем более проза Леонида Андреева имеет довольно скудную сценическую историю. Между тем это один из сильнейших русских авторов. Его взгляд на мир мрачен и ироничен сверх всякой меры, что создает определенные неудобства для восприятия.
Страстный, обладающий незаурядным умом Андреев за свою обширную биографию несколько раз менял основное творческое направление. То увлекался мистикой и препарировал сверхъестественные явления, то вдавался в мельчайшие подробности окружающей жизни, то смешивал то и другое, то пытался познать глубины человеческого подсознания. Прочитать, а тем более поставить его «просто так» не получается – он властно забирает в себя. Ходят слухи, что даже присутствие книг Андреева в доме ведет к судьбоносным происшествиям в жизни.
«Рассказ о семи повешенных» датируется восьмым годом прошлого века и принадлежит к числу тех, что, как писали в то время, «навеяны революционными событиями».
Однако Андреев всегда воспринимал реальность довольно причудливо. И когда говорят, что герои окружены авторской симпатией, это определение настораживает: если Андреев любит своих героев, то он к ним особенно безжалостен. Поэтому постановщик должен быть напрочь лишен традиционной русской сентиментальности.
Дорога на эшафот
![]() Александр Воробьев в роли Янсона (на втором плане) и Дмитрий Куличков в роли Цыганка (фото: ИТАР-ТАСС) |
В данном случае Андрееву повезло с подходом. Режиссер Миндаугас Карбаускис – человек умный и сумрачный, его стиль лаконичен и не лишен силы. Избрав однажды творческим кредо исследование темы смерти, он успешно делает спектакль за спектаклем, не повторяясь и не пытаясь напугать.
Карбаускису интересно сопоставлять глубинно-мистический и бытовой контексты и изучать человеческую психологию в тесной связке с логикой небесных сил. Поэтому Андреев оказался для Карбаускиса самым подходящим автором. Хотя полностью от сентиментальности убежать не удалось. И тут не обошлось без актерских провинностей.
В нынешнее насквозь коммерческое время появление на афише подобного заголовка – некоторый риск. Но, как показала практика, зрители «Табакерки» ищут в театре не только понятности и зрелищности, но и серьеза: премьерные залы были переполнены, и в финале публика даже пускала слезу. Хотя есть ощущение, что спектакль Карбаускиса надо смотреть с сухими глазами.
Основная эмоция, рассматриваемая здесь режиссером, – не сочувствие, а страх. Причем перед жизнью – в не меньшей степени, чем перед смертью. Историю семерых людей – пятерых молоденьких террористов, разбойника-душегуба и простоватого крестьянина-эстонца, – волею случая объединенных общим эшафотом, Карбаускис рассказывает спокойно, даже легко, не педалируя мрачность. Начало и финал идентичны: будущие «повешенные» по очереди вваливаются с мороза в некую прихожую, радостно приветствуют друг друга, скидывают пальто и стремятся дальше – к свету и теплу. Но направления у всех разные; очевидно, что у каждого на тот свет свой путь. А прихожая – своего рода чистилище.
Один из самых удачных элементов спектакля – сценография. Художник Мария Митрофанова выстроила на сцене косой, опасно наклоненный помост, по которому разбегаются во все стороны витиеватые рукописные строчки. Этот помост станет обозначением неустойчивости земного существования героев.
Чудеса перевоплощения
![]() Леонид Андреев (фото: terijoki.spb.ru) |
Все актеры играют по нескольку ролей – одной главной и паре эпизодических. Каждый в силу своих способностей старается совладать с многомерной стилистикой андреевской прозы. Лучше других это удается Дарье Калмыковой (террористка Таня Ковальчук), Дмитрию Куличкову (разбойник Цыганок) и совсем молодому Алексею Комашко (террорист по прозвищу Вернер). Калмыкова, до сей поры игравшая по большей части эффектных светских красоток, здесь демонстрирует трагический дар. Ее героиня, прозрачная девушка с возведенным в небо взором, вынуждена в одиночку идти на смерть – после того как на глазах погибли остальные. Она делает это тихо, но на огромном внутреннем надрыве.
А Куличков показывает чудеса перевоплощения, мгновенно «перепрыгивая» из куражливого Цыганка, распевающего блатные куплеты, в бесплотного надзирателя с взглядом-бритвой и огромной внутренней силой, эдакого Ограждающего входы (Некто, ограждающий входы – персонаж самой известной символистской драмы Андреева «Анатэма»). Пожалуй, что Куличков – единственный в составе спектакля, кого можно назвать «андреевским» актером: многие роли в лучших пьесах Андреева ему окажутся доступны.
А вот хуже всех работает молодая Яна Сексте (террористка Муся); миловидная барышня так усиленно давит на сентиментальность, так радостно сверкает глазами и старается быть симпатичной, что мутит, как от переслащенного кушанья. На фоне жесткости материала и общей сдержанности рисунка спектакля актриса выглядит пришельцем из другого мира. Мира Островского и Малого театра. Имеющего право на существование, но неприемлемого в смешении с другим. Ибо мир Андреева и Карбаускиса горяч, но беспристрастен. Трогательность здесь – не лучшее актерское качество. А на что-то большее Сексте, уже активно обласканная в театре, пока не способна.
Про новый спектакль «Табакерки» нельзя сказать, что в нем ведется разговор о сегодняшнем дне. Миндаугас Карбаускис не интересуется переносом событий во времени – он аккуратно сохраняет авторскую интонацию. Однако миловидным ретро «Рассказ» не назовешь; режиссер довольно удачно делает попытку поговорить на вневременную тему. Тему смерти как бесконечности. Где любые эмоции, переживания, боль – не больше чем частности. Перед лицом вечности равны окажутся министр, террорист и разбойник. И «по ту сторону» им всем будет спокойнее. Цинично? Безусловно. Но не более чем в реальности.