Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети задерживаются в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

10 комментариев
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

4 комментария
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

2 комментария
25 ноября 2005, 23:47 • Культура

Глобус по имени Мокум

Глобус по имени Мокум
@ gogallery.n

Tекст: Светлана Храмова

Мокум – старое название столицы Голландии. Что-то вроде никнейма. Старожилы и любят так его называть. Это слово пришло из идиш и в переводе означает «место», а в нидерландском варианте употребляется как «старый добрый Амстердам».

«Планета Мокум» – вот что прочитывается в зашифрованных живописных символах картины. Словосочетание это, выведенное красными сияющими буквами, можно увидеть в центральной части триптиха, написанного сразу тремя авторами. И создан в ней карикатурно гиперболизированный образ города, возникающий по первому ряду ассоциаций в воображении любого жителя любой страны на земле, которая, как известно, круглая.

Город Греха

Это та самая жизнь текущего момента, за которую в будущем все участники проекта под названием «Жизнь» попадут прямиком в ад
Это та самая жизнь текущего момента, за которую в будущем все участники проекта под названием «Жизнь» попадут прямиком в ад

Греховный город с легкими и легкодоступными наркотиками кофе-шопов, заоконными красотками хорошо – и не только туристами – посещаемого Красного квартала, зазывными огнями увеселительных заведений и повсеместными « Макдональдсами». Это та самая жизнь текущего момента, за которую в будущем все участники проекта под названием «Жизнь» попадут прямиком в ад (см. левую часть триптиха). В правой – райские кущи. Зарождение этой самой жизни и начало любви. Прошлое.

Три голландских художника – Деф П, Джюис и Питер Понтиак разделили и заполнили пространство внушительного по размерам холста (3х3 метра) по всем правилам уличных мальчишек-граффитистов, которые делят и расписывают стены в неспокойных районах Нью-Йорка. Амстердамские художники, неожиданно близкие культуре хип-хопа, испытывают явное желание то ли продолжать, то ли пародировать Иеронима Босха и выставляются в престижной галерее.

Художники-глобисты

На одной из картин – Нью-Йорк в форме глобуса, вид сверху – можно разглядеть самолет, выписывающий девятку дугой, два вертикальных небоскреба
На одной из картин – Нью-Йорк в форме глобуса, вид сверху – можно разглядеть самолет, выписывающий девятку дугой, два вертикальных небоскреба

GO Gallery находится в самом сердце столицы Нидерландов. Так определяют ее местоположение хозяева галереи: типичный голландец белокурый и стройный Оскар и улыбчиво-обаятельный Фаруд, в прошлом турецкий подданный.

Оба они молоды и энергичны. В двух длинных комнатах с уютной кухней посредине воплощаются самые необычные авангардные замыслы. Здесь проходят вечеринки для любителей тусоваться в богемной обстановке – Оскар любит готовить и встречать гостей. Место красивое. Вокруг каналы, множество выставочных залов, антикварные магазины. Дорогой район, респектабельный.

Здесь (название выставки – «GO Globist») выставлены картины художников-глобистов. Деф П, автор идеи: «Раз могут быть кубисты, то глобисты тоже имеют право на существование. Но убедительная просьба не путать с глобалистами!»

То есть получается, новое течение появилось. Отображение всех комических, лирических и актуальных сюжетов в виде глобуса, внутри круга или уж, во всяком случае, с очень закругленными формами. И с интенсивным чувством юмора по любому поводу. В жизни нет трагедий!
На одной из картин – Нью-Йорк в форме глобуса, вид сверху – можно разглядеть самолет, выписывающий девятку дугой, два вертикальных небоскреба, читающихся как число «11», и Джорджа Буша в виде статуи свободы с атомной бомбой в руках. Что это – живопись? По технике – да. Политический плакат? По сути – да. Или граффити? По стилю и духу – да.

Мессиджи времени, донесенные явно, грубо, зримо. Как надписи на стене: «Здесь был Вася». Число, месяц, год.
Круг в работе Джюиса «Атака пчел-киллеров» замкнут. По кругу ходят политики, бизнес- и шоумены – что-то подсчитывающие, продающие и продающиеся. Вот и с пистолетом тоже кто-то есть. Но пистолет почему-то не выглядит устрашающе.

А вот круговорот улыбок персонажей действительно пугает. Смуглокожему голубоглазому Джюису около тридцати, он получил образование графика в художественном лицее, учился в Гаагской академии искусств. А потом вышел на улицу как граффитист.
И имя это, псевдоним Джюис, так и появилось – потому что деятельность нелегальная и потому опасная.
Порча муниципального имущества. Карается по закону.

Три товарища

Выставка сконструирована по мотивам города
Выставка сконструирована по мотивам города

Питер Понтиак, автор огромного количества комиксов и карикатур «на злобу дня», – самый старший в трио. Ему 55 лет, и в своей автобиографии Питер сообщает об этом с ироничным «извините» в скобках.

Он худощав, слегка седеющая шевелюра обрамляет тонкое нервное лицо с глубокими темными глазами. Самоучка, снискавший уважение и публики, и галеристов. Его филигранные рисунки очень популярны в Голландии.

В 1997 году Питер Понтиак получил две престижные премии Нидерландов как книжный иллюстратор. Он поддержал идею сотворения в круге и написал свои версии рождения, смерти и Амстердама. Легко и остроумно. На одной из картин танец страсти – чернокожий марокканец в национальных одеждах и турецкая танцовщица. Где-то в области живота у обоих открытый и устремленный навстречу друг другу третий глаз.

Красочное полотно, перегруженное деталями и атрибутикой ночного Амстердама, сделано в стилистике уличной рекламы, характерной для города. Идея ерничанья ему близка и понятна. По отношению к себе самому шутки он тоже понимает. В одной из галерей две его работы в прошлом году были украдены.

«Со мной сыграли злую шутку», – улыбается Питер. «А в чем же шутка?» – спрашиваю. Он смеется: «По иронии судьбы, картины до сих пор не вернули».
Деф П – известный в Амстердаме рэппер, лидер группы «Осдорп-Пассе». А также дизайнер, писатель, ведущий своих собственных радио- и ТВ-программ «Нахтланд».
«Популярные программы?» – спрашиваю. «Среди музыкантов – да. Но их же не так много», – отвечает.
Художник и шоумен достаточно высок, предпочитает серые тона в одежде и выглядит совершенно спокойным. Скромный такой, худой, незаметный.

Весь в себе.

Ощущение, что самообладания не теряет в принципе никогда. «А почему так много занятий сразу?» – спрашиваю. «Музыка – это много людей вокруг, моя группа, концерты, публика. А живописью можно в одиночестве заниматься. Когда устаю, пишу картины. По образованию я график, мы вместе с Джюисом учились». «А эту идею с глобизмом будешь развивать как новое течение?» – спрашиваю. И правда интересно. Он улыбается: «Я вообще-то делаю только то, что мне нравится. Четыре года назад я глобизм придумал, мы сделали эту выставку. Круг же и правда продуктивная форма. И идея мне нравится. Надоест если, что-то другое придумаю».

Портреты места и энергия момента

То есть получается, новое течение появилось
То есть получается, новое течение появилось

Мы стоим рядом с его картиной – четыре варианта одного и того же вида Амстердама. С закругленными формами стен – в стиле общего замысла выставки. И в результате действительно понимаешь, что все эти круги проекта – от кривизны, изогнутости города, привычного художнику. Вот как в этом небольшом фрагменте улицы.

Два дома в разном освещении – желтая гамма, фиолетовая, зеленая, синяя. Автомобиль у подъезда. И канал. Тепло и лирично написано, с простотой, неожиданной на этой выставке. «Портреты места, где я живу», – поясняет автор.

Выставка сконструирована по мотивам города. Амстердам в виде планеты, как бы висящей в пространстве, части города в форме глобусов, соединенных мостиками. Старинные здания сказочного города – вид сверху, снизу, сбоку. Вид из космоса и взгляд в космос.
И не только апокалипсис как будущее.
Хотя, конечно, тема самолета, врезающегося в окно, покоя авторам не дает. Да и не забывается такое никогда, это правда. Но на одной из картин за окнами просто чистое, почти синее небо, огромный мост и голуби. Тоже плакат, по сути.

Но позитивный по заряду и вызывающий желание жить.

В кратком описании идеи торжественно так было сказано о войне и перемириях, о Боге, безбожии и Буше, о вере, любви и отчаянии, о жизни и разложении и других актуальных темах. Граффити ведь, как ни крути, часть реального мира.

Это сегодня. И стильный проект GO Gallery, базирующийся на уличном искусстве, несет энергию жизни, присущую хулиганскому хип-хоповскому творчеству. Просто в небольшом пространстве это проще почувствовать.