Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

23 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
11 октября 2005, 21:23 • Культура

Восстание элиты

Телепремьеры: новый проект Дмитрия Диброва

Восстание элиты
@ ИТАР-ТАСС

Tекст: Екатерина Сальникова

Этот уик-энд ознаменовался как минимум двумя попытками поиграть в философичность и эстетство, доходящее до дендизма. После благополучно почившего шоу «Я готов на все!» Дмитрий Дибров решил не ломать себя, но кроить стилистику программы под свою индивидуальность – и так появился «ПроСвет» на РТР. А политтехнолог Кремля Глеб Павловский приступил к хождению в телеэфир на НТВ в роли ведущего «Реальной политики».

Как ни странно, есть у этих новых проектов нечто общее, а именно – их совершенно безумный дизайн. А потому обе программы – не для консерваторов и не для нервных.

Явление Диброва народу

Дмитрий Дибров в программе «ПроСвет» (www.rutv.ru)
Дмитрий Дибров в программе «ПроСвет» (www.rutv.ru)

В белой-белой пустоте… Сидящие на креслицах, которые кажутся бесцветными, а потому почти невидимы… Упираясь ногами в наклонную и тоже практически невидимую плоскость пола… Свободные и вдохновенные… Уже не столько «хорошо сидят», сколько «хорошо парят» Дмитрий Дибров и Борис Гребенщиков.

Когда два таких человека обретаются в таком пространстве, уже не важно, что они там делают. Их пребывание на пороге элегантно спроектированного божественного абсолюта – тоже интересное зрелище. Собственно, это проверка личностной значимости ведущих. Ведь они в прямом и переносном смысле остались без подпорок – когда вокруг ни тебе кружек с чаем, ни тебе ноутбуков, ни тебе диванчиков, ни даже самых захудалых блокнотиков с карандашиками. Держу пари, множество людей смотрят телевизор именно для того, чтобы приобщиться к этому волшебному антуражу телестудий, пережить мысленно свое пребывание там, с теми недоступными кружками, за теми чужими пультами. А что в этих телестудиях происходит – дело пятое, лишь бы там шла какая-нибудь жизнь, пускай она будет скучной, глупой и нелепой, все равно там здорово.

Реальная политика» может понравиться тем, кто помешан на Западе, а к политике относится легкомысленно, скептически или вообще никак, предпочитая ей искусство

Надо признать, что не только Гребенщиков, но и Дибров оказался на высоте. Лишенный необходимости приторно задушевно общаться с демократическими массами, Дибров расцвел в своей неповторимой манере – вкусно-кудрявого плетения словес по прозаическим поводам. «Нет слаще занятия» – это о телефонных разговорах. «Прежде чем на нас свалится реклама» – это ведь звучит лучше, чем банальное «уходим на рекламную паузу». И уж совершенный перл – «щипать корпию в благотворительных госпиталях новой эстетики». Так прозвучал призыв к телезрителям участвовать в сотворении «ПроСвета», готового опубликовать в своем эфире все самое нетривиальное и экстремальное, что создается талантливыми людьми.

Тем самым «ПроСвет» представляет альтернативу попсовым телеконкурсам. У Диброва, видимо, намечается хит-парад акций отчаянно элитарной культуры. Вообще умиляет внезапно проснувшееся у Диброва серьезное отношение к телевидению как к транслятору нового и прекрасного, что способно перевернуть и взгляды, и судьбу человека.

Впрочем, большинство, надо полагать, щурили глаза на слишком светлый экран ради хорошо известного Гребенщикова. И для них самым содержательным в программе были его песни, в особенности та, что с отсылом к вестерн-латинас, с рефреном «Унесите отсюда голову Альфредо Гарсии». Кстати, в этой же рок-рефлексии прозвучало изысканно ненормативное «пересеченная распи…ством местность». Когда столь точная характеристика топографии нашего времени выдается не после полуночи, а в промежутке между 16.00 и 17.00, меткость высказывания удваивается. Ему сразу сообщается статус не поэтического каприза, но трезвого замечания, так сказать, субботней аналитики. Все, кому недостает на ТВ острых ощущений в высоком, но не классическом стиле, доберут их в «ПроСвете». Остальные будут смотреть что-нибудь из остального.

Мистер 001

Ведущий «Большой политики» Глеб Павловский (promo.ntv.ru)
Ведущий «Большой политики» Глеб Павловский (promo.ntv.ru)

«Реальная политика», наоборот, решила убивать наповал ядовитостью цветовой гаммы вкупе с интригующими персонажами и общим англо-глобалистским (как нарисовали бы в рекламе – анГЛОбалистским) игровым акцентом. Ведущих-экспертов рассадили по феерическим интерьерам. Сине-алое кафе, где сидит похожий на древнего ящера мистер Монблан, он же Вячеслав Глазычев, эксперт политической экспертной сети «Кремль. Org», словно приоткрывает мистическую воронку в духе Дэвида Линча.

На псевдосоветской кухне мистера Паркера (Максима Кононенко) даже советский холодильник выглядит как муляж. А сама кухня, кажется, списана со склада кинопавильонов для сериала о Джеймсе Бонде. Демонстративно вычурно смотрится и стеклянный офис, где заседает мисс Каранд’Аш (шеф-редактор «Ведомостей» Елизавета Осетинская), ужасно напоминающая Мани Пенни в молодые годы. Наверняка в своих снах вечная секретарша бондовского начальства видит себя именно такой: холеной, изрекающей умные речи, выводящей всех на чистую воду. И обязательно в актуальном розовом костюме.

Глеб Павловский не похож на агента 007, и порядковый номер у него другой, даже лучше, чем у Бонда, – номер один в мире российских политтехнологий. К счастью, чувство меры не покинуло главного ведущего, и он остался под своим именем, хотя тоже с приставкой «мистер». Тем самым взгляд на российское общество обрел замысловатый ракурс – как бы с туманного Альбиона, провернувшего буржуазную революцию на три с половиной столетия раньше нынешней России и якобы с бархатной корректностью.

Ведущий-эксперт «Большой политики» Максим Кононенко (promo.ntv.ru)
Ведущий-эксперт «Большой политики» Максим Кононенко (promo.ntv.ru)

«Реальная политика» претендует на то, что матерые профи простыми до примитива словами будут объяснять подоплеку политических перипетий. На самом деле при таком роскошном и эксцентричном визуальном ряде и с таким главным ведущим уже не принципиальны отдельные трактовки отдельных событий. Важнее, кому они потенциально адресованы. Те, кто относится к России как к полной драматизма стране, а к политике как к серьезной штуке, скорее предпочтут что-нибудь традиционное. Где говорящие головы, все исключительно под своими именами, высказываются как бог на душу пошлет, без всякого стиля.

Зато «Реальная политика» может понравиться тем, кто помешан на Западе, а к политике относится легкомысленно, скептически или вообще никак, предпочитая ей искусство. Среди сторонников левых такая аудитория немногочисленна. Зато среди сторонников правых, будь то «Яблоко» или СПС, таковых полно. Это у столичной молодежи и у продвинутых западников в ходу постмодернистские настроения и паническая боязнь чрезмерного «серьеза». Вот их-то и зацепит «Реальная политика», представляя зрелище в стиле модном и престижном, культивирующем умение на уровне формы дистанцироваться абсолютно от всего. Без ненависти и любви.

Например, можно так и не понять, похвалили Абрамовича в программе или раскритиковали. Но песенка про этого олигарха стала самым приятным эстетическим впечатлением от «Большой политики». В общем, пока наше ТВ адекватно отражает сущность России – песни петь тут всегда умеют лучше, чем делать политику и политические телепрограммы. Какие бы леди и джентльмены этим ни занимались.