Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной. И то, что не удалось в шестидесятых, может вполне обрести новую жизнь.
5 комментариевСергей Худиев: Куда теперь бедному либералу податься?
Американские сторонники Хиллари в знак своего негодования сжигают американские флаги – и что делать бедному восточноевропейскому либералу, когда все смешалось в Белом доме?
Тяжелый шок, вызванный избранием Трампа, прокатился по всем континентам – и, не в последнюю очередь, отозвался в России. «Культ Запада» пережил потрясение, сравнимое с тем, которое другие культы переживают, когда их предсказания о конце света не сбываются.
Что делать бедному восточноевропейскому либералу, когда все смешалось в Белом доме?
Америка была «родиной прогрессистов всего мира» примерно так же, как СССР был «родиной трудящихся всего мира», страной сбывшегося будущего, страной, где высокие идеалы не только провозглашены, но и осуществляются на практике. Страной, которой можно подражать и на помощь которой можно рассчитывать.
Страной, которая всегда права и на правительство которой можно оглядываться в своих оценках: кто террорист, а кто борец за свободу, кто кровавый диктатор, убивающий свой народ, а кто законный президент, где восставший народ получает помощь от великодушных друзей свободы, а где кровавые мятежники подпитываются зарубежными диктаторами.
Короче говоря, Америка была страной, которая определяла, где правильная, а где неправильная сторона истории.
Человек испытывает естественное желание присягнуть силе Добра, которая бы оправдала его жизнь и наполнила бы ее смыслом – и многие уверовали, что встретили эту силу добра в Америке.
Тем более что само руководство этой страны себя именно в таком качестве и рекомендовало. Как было отчетливо сказано в «Стратегии национальной безопасности», «американское лидерство – это глобальная сила добра».
И люди уверовали в эту силу добра (разнообразные гранты и печеньки тут глубоко вторичны, ими еще можно вознаградить искреннюю веру – но на них нельзя ее купить).
Сторонники Хиллари в знак своего негодования сжигают американские флаги (фото: Andrew Kelly/Reuters)
|
Люди ловили слова Хиллари Клинтон о том, что «Соединенные Штаты – исключительная нация.... последняя, лучшая надежда Земли», «сияющий город на холме», и веровали им всем сердцем.
Слова о «сияющем городе на холме» – это первоначально парафраз из Евангелия от Матфея («Вы – свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы» (Матф. 5:14), и взяты они из знаменитой проповеди пуританского служителя Джона Уинтропа, произнесенной им в 1630 году на борту корабля «Арбелла».
Уинтроп призывал свою паству построить в Новом Свете общество, которое будет отражать идеалы христианской любви.
В ходе парадоксального поворота истории и сама фраза, и миссионерское рвение «светить народам» были унаследованы людьми, откровенно враждебными христианству, от которых старина Уинтроп отрекся бы с проклятием, людьми, которые если и вызывают библейские ассоциации, то скорее с Вавилоном, опаивающим яростным видом блуда своего все народы.
Глобальная проповедь либерализма приносила немало обращенных, тем более что Америка была (и остается) чрезвычайно богатой и могущественной страной, образцом успеха.
Эта прогрессивная Америка клялась продвинуть свои передовые взгляды по всему миру, провозглашая, что во всех странах мира люди обязаны следовать ее стандартам – и на всех континентах преданная паства восклицала «аминь!» и хлопала в ладоши.
Либеральная вера предполагала горячее одобрение внешней и внутренней политики США и принятие всем сердцем «однополых браков», «гендерно-нейтральных раздевалок», продвижения абортов, судебных преследований мелких предпринимателей – пекарей, фотографов или флористов – которые преступно уклонялись от обслуживания «гей-свадеб».
И вот произошло нечто неожиданное и шокирующее.
Да, где-то на заднем плане всегда признавалось, что не вся еще Америка является либеральным парадизом, где-то в глухих местах сохранились еще пережитки прошлого – красношеяя деревенщина, которая по складам читает свои толстые Библии, каждое воскресенье ходит в церковь и на весь прогрессивный Вавилон смотрит с большим неодобрением.
Но это, как предполагалось, вымирающие отсталые классы общества, которым не остановить паровоз прогресса.
И вот внезапно прогрессивные силы потерпели поражение на выборах.
Трампа, конечно, нельзя назвать человеком благочестивым, которого одобрил бы Джон Уинтроп. Люди не столько проголосовали за него, сколько против Клинтон.
То, что Клинтон проиграла откровенно непривлекательному и во многих отношениях скандальному кандидату, показывает степень ее непопулярности – и, следовательно, степень непопулярности той идеологии, которую она представляет. И где? В самих США.
Панические статьи в либеральной американской прессе только сыплют соль на раны.
Либеральный град, надежда всей земли, оказался населен – по крайней мере, наполовину – «расистами, сексистами, гомофобами, фанатиками». Злобными злыднями, которые полны ненависти.Представителям меньшинств неанглосаксонской внешности, оказывается, невозможно пройти по улицам, не потерпев, по меньшей мере, оскорблений от оголтелых расистов. Геи и трансгендеры в ужасе и ожидают, когда за ними придет Ку-Клукс-Клан.
Америка, ты одурела! – негодует колонка за колонкой.
Вероятно – по крайней мере, будем надеяться – это очень сильное преувеличение, раздувание отдельных случаев до масштабов всей страны. Мы все знаем, как это делается.
Но картина «одуревшей трампистской Америки», рисуемая либеральной прессой, как-то совершенно ломает канонический образ.
Наши либералы оказываются в парадоксальной ситуации – идеологическая лояльность ставит их в оппозицию к американскому президенту. Набор почитаемых идей и символов – звездно-полосатый флаг, низвержение тиранов, продвижение гей-прав и т.д. – переживает болезненный распад.
Американские сторонники Хиллари в знак своего негодования сжигают американские флаги – и что делать бедному восточноевропейскому либералу, когда все смешалось в Белом доме?
Тут даже сильное смягчение антиамериканских настроений, показывающее, что антиамериканизм у нас поверхностный и быстро уходит при первых проблесках надежды на улучшение отношений, не приносит утешения, потому что это улучшение отношения к совсем другой Америке, к тем американским ватникам и уралвагонзаводу, которые голосовали за Трампа.
Что ж, любой кризис – это возможность. В частности, возможность пересмотреть свою систему ценностей и, утратив ложные ориентиры в жизни, обрести подлинные.