Игорь Караулов Игорь Караулов Русская зима – наша культурная доминанта

Зимой тяжело, хочется куда-то сбежать, но я плохо понимаю тех, кто отправляется зимовать в Таиланд или на Бали. Это малодушное бегство от русской судьбы, попытка ее обмануть, а она не прощает обмана. Может быть, мы и миру нужны прежде всего как зимние люди.

7 комментариев
Дмитрий Родионов Дмитрий Родионов Японию готовят к войне с Россией и Китаем

Усиливающуюся реваншистскую риторику Токио поддерживают США, которые также де-факто не признают Курилы российскими, требуя от местных жителей для получения американской визы признать себя японцами. Это два однонаправленных вектора: стремление США добиться отторжения от России Курил с целью создать там свои базы и, собственно, японский реваншизм.

7 комментариев
Анна Долгарева Анна Долгарева Русский Север хранит время

Если говорить про культурный код Севера, что приходит в голову в первую очередь? Бродский в ссылке в Архангельскую область, Териберка в фильме «Левиафан» Звягинцева, протопоп Аввакум, деревянное зодчество Кижей, Соловецкий монастырь и лагерь особого назначения.

10 комментариев
26 января 2016, 16:00 • Авторские колонки

Василий Колташов: Не стоит рассчитывать на усиление рубля

Курс доллара в понедельник поднялся выше 80 рублей. И хотя ослабление российской валюты сильно отстает от мировых цен на нефть, граждане нервничают. Они не знают, стоит ли спешно покупать доллары или лучше их продать.

Людям непросто разобраться в происходящем. Одни «светлые головы» говорят, что рубль плавает и сейчас просто поплыл вниз. Потом он будто бы может снова резко подорожать. Другие аналитики уверены: никакого плавающего курса в реальности нет, а происходит самая обыкновенная девальвация.

Есть шанс прорыва линии валютной обороны еще до лета

Одни говорят, что ее устроил ЦБ, другие, что ему пора бы уже вмешаться, а третьи, что он вмешивается и сдерживает ослабление рубля. Есть еще множество прогнозов, среди которых осталось уже немного позитива. Убедительного позитива нет вовсе.

Что происходит на самом деле? До какого уровня может опуститься российская валюта, и не потянут ли ее в скором времени вверх цены на нефть? Есть еще вопрос: до какого уровня может опуститься стоимость нефти?

Не стоит рассчитывать на усиление рубля (фото: Владимир Трефилов/РИА Новости)

2016 год начался с китайского кризиса, который вновь вырвался из-под контроля властей страны. Вслед за фондовым рынком в Шанхае падение прошло по всем мировым биржам. Просел и американский фондовый рынок, показав, что и в США нет экономического здоровья.

Фактически вторая волна кризиса еще только разворачивается активно, так же, как во второй половине 2008 года разворачивалась первая. Падения на фондовом и сырьевом рынках происходят если и не вполне синхронно, то в рамках единого процесса.

Сырье и ценные бумаги в кризис дешевеют сообща. Это правило вновь подтвердилось. Но это не все: цены на нефть опускаются уже длительное время, что указывает на зрелость падения, на его решающий характер. Ранее черное золото опускалось в цене с перерывами, периодами стабилизации, словно спускаясь по ступенькам.

Цена падала, потом чуть поднималась, потом колебалась в определенном диапазоне и снова опускалась, чтобы войти в новый коридор колебаний. Сейчас еще есть надежда на паузу в падении, но высока вероятность ее развития.

Цены на нефть будут опускаться. Самый серьезный удар по рынку в 2016-2017 годах, вероятно, нанесет переход КНР в состояние промышленного кризиса. Но уже теперь девальвация юаня указывает на ослабление спроса внутри экономики Поднебесной.

О падении внешнего спроса на китайские товары мы знаем без догадок. Об оттоке капиталов из Китая тоже знаем. Все это влияет на рынок нефти куда сильнее, чем политика ФРС. И негативное влияние Китая на рынок усиливается.

Нефть упала в цене ниже отметки в 30 долларов за баррель. Она способна уйти и к 20 долларам. С этой перспективой согласны уже многие аналитики, что дружно указывают: на рынке избыток нефти, и начинается борьба за удержание и завоевание его долей, а не за то, чтобы получить максимальную прибыль.

Споры идут по поводу того, как долго продлится эпоха дешевых углеводородов. А продлится она немало. Есть, конечно, иная точка зрения, основанная на привычке к высоким ценам на нефть.

Но привычка может в анализе подвести. В мире же картина развития кризиса достаточно прозрачна: сокращается спрос, особенно потребительский, за странами БРИКС вниз идут «молодые рынки» помельче, а на подходе страны центра – США и ЕС.

В этих условиях не стоит рассчитывать на усиление рубля. Он должен будет продолжить движение вниз, девальвироваться еще. Однако ЦБ имеет шанс занять оборону в зоне 90-95 рублей за доллар. Для этого нужно понять, что значительного повышения цен не будет.

Все политические выводы из возможного глубокого падения курса рубля, кажется, должны быть сделаны. Потому ЦБ должен будет перейти от политики ослабления к удержанию валютного коридора. Цены на нефть к этому моменту замедлят падение или стабилизируются.

Это и будет легкая девальвация – шоковая девальвация «лайт». Однако есть шанс прорыва линии валютной обороны еще до лета или решения о резкой девальвации в одну ночь. Если это случится, то курс доллара перескочит отметку в сто рублей и уйдет дальше. Это будет шок для населения, но бюджет России станет выполним.

Похоже, что ЦБ стремится избежать такого сценария девальвации, и в его арсенале не только валютные интервенции, но и ограничение спроса на валюту. Чего в арсенале точно нет, так это ключевой ставки. И хотя ЦБ грозил ее повысить, уроки 2014 года не забыты. Повысить ставку легко, а остановить рожденную этим панику будет трудно.

Конечно, россияне привыкли к позитивным прогнозам и оценкам. Однако сейчас необходимо привыкать к трезвому восприятию ситуации, это поможет лишний раз не паниковать. А трудности еще будут.