Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевВасилий Колташов: Воруют в магазинах не покупатели
Снижение реальных доходов россиян, без сомнения, есть фактор, усиливающий воровство. Но исследователи отмечают, что крадут активнее всего не макароны, перловую или гречневую крупу. И воруют отнюдь не покупатели.
Воруют. Именно этим, согласно исследованию The Smart Cube и Checkpoint Systems, занимаются работники отечественной розничной торговли. И для менеджмента торговых сетей это не новость.
Наказывают тех, кто не крал, но мог украсть
Он это давно знает – и давно с этим пытается бороться. Впрочем, ситуация за рубежом вряд ли намного лучше. Продавцы, грузчики, кладовщики и другие крадут товары и в иных частях света.
В продовольственных магазинах персонал ворует сыры, масло, колбасы, якобы сгнившие фрукты, небольшие деликатесы и даже реально подпортившуюся рыбу. Исследователи проблемы даже подсчитали, что с сентября 2014 года по сентябрь 2015 года потери магазинов составили 6,17 млрд рублей.
Сюда входит, правда, не только похищение товаров, но ошибки бухгалтерии и ценообразования, а также недобросовестные действия поставщиков и управление запасами. Забавно только, что по этому показателю в Европе Россия идет следом за якобы экономически благополучной Германией. Вообще же потери составляют у нас 1,18% от торгового оборота.
Исследователи отмечают уникальность нашего рынка. Во-первых, у нас мало воруют посетители магазинов. На их долю приходится только треть потерь. Может быть, они боятся уголовного преследования?
Может быть, имеют развитую совесть либо уверены, что воровать полагается сотрудникам магазинов? Может быть, они не знают, что в других странах это принято делать именно им, покупателям. А может они просто стесняются? Это вопросы для исследования иного типа, как минимум – психоаналитического.
Вторая особенность России заключается в том, что воровство со стороны персонала у нас быстро прогрессирует. На него приходится 47%, тогда как годом ранее этот показатель составлял лишь 33,3%.
Причины воровства примерно одинаковы для сотрудников магазинов многих стран. Канадская левая журналистка и социолог Наоми Кляйн пишет, что это связано это с тем, что заработная плата у людей стала ниже, чем в 1960-е годы, или была низкой сразу.
Второй важный фактор – жизненная безысходность и вечная «молодость» сотрудников магазинов. Их рабочие места рассматриваются порой как стартовые, временные позиции. Люди занимают их, пока получают образование, набираются опыта и стажа для более интересной и лучше оплачиваемой работы.
Но на деле персонал застревает на нижних ступенях торговой системы потому, что лучших рабочих мест выше просто нет. В итоге низкая заработная плата начинает тяготить людей, и они принимаются отыскивать возможности пополнить ее за счет особых «призов».
Разве это не основание для воровства? Система запирает человека с «юношеской» зарплатой в сфере торговли, а у него растут потребности – появляется семья и дети. Но даже если они уже есть, и он устраивается в торговое заведение из-за отсутствия спроса на его услуги в другом месте, дело не меняется.
А ведь не только у нас, но и в других странах персонал магазинов отнюдь не пропитан духом древней самурайской честности. Да и кто вообще слышал о ней даже в офисах?
Естественно, на Западе давно найдено средство против описанного профессионального заболевания работников торговли. Оно называется – слежка и охрана. Компании стараются любой ценой избежать повышения заработной платы персоналу торговли.
И это «любой ценой» выражается в увеличении расходов на охрану непропорционально потерям. Они в результате не уменьшаются, и даже не снижаются заметно. Но тут главное не деньги, а демонстрация того, кто в заведении хозяин.
В России же продавцы нередко жалуются, что главные кражи совершают не они, а именно охрана. Причем стражи прилавков воруют то, что порядочный вор не стал бы брать из боязни.
Слишком заметно было бы исчезновение товара? Возникли бы ненужные подозрения? Были бы подставлены коллеги, закрывающие глаза на малые шалости друг друга? Все это имеет значение и формирует разные модели воровства в разных торговых учреждениях. Охранники же воруют нагло, не думая о том, что нельзя превышать условно допустимые показатели потерь, или о чем-то еще.
По вине этой группы воришек исчезают такие товары, которые посетители унести не смогли бы. За это работодатель наказывает рублем не охранников. Они-то стерегли все как могли, пресекали попытки посетителей утащить продукты, проверяли сумки, останавливали подозрительных граждан и внимательно заглядывали им в глаза: не скрывается ли за этой простецкой физиономией душа воришки?
Наказывают тех, кто не крал, но мог украсть. Что же касается видеонаблюдения, то его недобросовестные охранники порой выключают на время своих особых дел.Снижение реальных доходов россиян, без сомнения, есть фактор, усиливающий воровство. Но исследователи также отмечают, что крадут активнее всего отнюдь не макароны, перловую или гречневую крупу, а модные гаджеты и спиртные напитки.
Как же победить воровство персонала магазинов? Может быть, менеджменту нужно пойти на увеличение расходов на охрану. Возможно, требуется больше видеокамер, и располагать их необходимо в неизвестных для сотрудников местах?
А вдруг уже подаются предложения о том, чтобы поощрять доносительство? Да и как еще можно сократить хищения? Хотя есть один способ – повышение заработной платы. Вот его бы и стоило принять на вооружение. Сомнительно только, что он всем по вкусу.
С начала «второго кризиса» руководство магазинов почти нигде не повышало заработную плату. Хуже того, есть множество примеров ее понижения и срезания премий.
Причина проста: гаджеты, обувь, шубы и одежда, бытовая техника, химия, мебель и другие товары продаются плохо. А значит, рентабельность фирм снижается, и они, как могут, стараются уменьшить издержки.