Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
30 августа 2013, 09:31 • Авторские колонки

Владимир Березин: Формализм

Владимир Березин: Формализм
@ из личного архива

Кажется, что форма стала обязательной. Это не так: форма есть, но она регулируется либо самой школой, либо субъектом Федерации. Никаких конкретных правил не существует. Все пока расплывчато и зыбко.

Заговорили о новой школьной форме (чем ближе 1 сентября, тем разговоры громче), а кажется, она была всегда. Она была введена еще при Николае Первом (но фактически была и раньше), а с появлением женских гимназий стала частью жизни множества детей.

Вероятность увидеть всех школьников своего города, одетых одинаково, первого сентября нам не грозит

Она нам известна по литературе – фуражки с эмблемой гимназии, гимнастерки, перепоясанные ремнем с бляхой. Но настоящая гимназическая форма включала в себя множество предметов – была форма для школы и вне школы, были шинели теплые и «холодные», были башлыки для ношения зимой. В общем, почти армейский вариант. В разных городах и гимназиях цвета могли чуть отличаться, но везде обыватель понимал – перед ним гимназист. Коричневые платья гимназисток оказались чрезвычайно живучими – они вернулись при Советской власти и просуществовали почти до перестройки.

Школьную форму отменили в 1918 году как символ угнетения, а заодно – по бедности, поелику ни родители, ни государство ей обеспечить не могли.

Гимнастерки и коричневые платья вернулись в 1948 году. Тогда полстраны ходило в мундирах – кроме военных и милиционеров, летчиков и моряков, железнодорожников и горняков, лесников и дипломатов, картографов и таможенников, мундиры носили ответственные работники Министерства финансов и Министерства юстиции, Государственного контроля, и еще Бог весть кто.

Учителя, впрочем, остались без униформы, а вот их подопечным досталась копия старой гимназической формы – правда, количество предметов было сокращено, и если на знаменитой картине «Опять двойка» старшая сестра стоит в коричневом гимназическом платье (дополненном красным пионерским галстуком), то мальчик топчется в каком-то зипуне, а не в шинели.

Эту же форму сохранил герой мультфильма «Вовка в тридевятом царстве»: когда он накидывает на себя царскую мантию, на его голове все равно остается школьная фуражка. Кстати, мультфильм вышел в 1965 году, а еще в 1962 году школьники лишились ремней и гимнастерок.

У девочек ничего не изменилось (это легко так сказать мужчине, а на самом деле в этих гимназических платьях был простор для вариаций – длина и чуть разный цвет, форма воротничка, бантов и обшлага), а мальчики получили серые мышиные костюмчики. Эти костюмчики я помню очень хорошо – когда старшеклассники брали тебя за ноги и волочили по натертому мастикой паркетному полу, форма приобретала особый желто-серый цвет, но, к удивлению, отчищалась.

Зато в 1975 году школьники посинели – мальчики стали носить синие курточки с красным шевроном на рукаве, а старшеклассники – пиджачные пары с синим шевроном. Это был какой-то удивительный материал, хоть и значился в документах обычным «полушерстяным». Школьные брюки в костре горели, чадя будто пластмасса. Эта форма была чрезвычайно дешева – рублей сорок – и оттого щуплые взрослые из небогатых норовили ее купить для себя. На Украине же была коричневого цвета и больше похожа на обычные костюмы.

Девочкам синяя форма досталась только через десять лет – в 1984 году. Они сразу стали похожи не то на стюардесс (как многим бы хотелось думать), не то на железнодорожных проводниц (это уже куда менее почетно).

Когда говорят «школьная форма», то часто забывают, что был и иной вид формы, так сказать, «по партийной линии». Это была пионерская форма – белые рубашки, что девочки носили с плиссированной юбкой, а мальчики с брюками или с шортами (в пионерских лагерях).

Официально в России школьную форму отменили в 1994 году, но к тому моменту полстраны уже ходило как заблагорассудится. При этом в так называемых элитных школах давно существовала своя форма – с жилетками, оснащенными гербами, с юбками в шотландскую клетку (это какой-то удивительный феномен – отчего школьная форма тяготеет к этой клетке по всему миру).

Наконец, настало то, что записывается в документах «н.в.» – настоящее время. Зашелестела новость о том, что теперь снова введена обязательная школьная форма. Это все происходит потому, что наши сограждане более любят питаться слухами, чем удовлетворять свое любопытство из первоисточников. Итак, вот он закон – «Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Опубликован закон под прошлый Новый год, полностью вступает в силу первого сентября. В нем масса всего интересного, и я бы рекомендовал всякому, кто интересуется не только школой, но и высшим образованием, с ним ознакомиться.

Там есть несколько мест, где речь идет об одежде – одно, где говорится, что в рамках социальной поддержки государство снабжает одеждой и обувью неимущих. Это прекрасно, но нам не сюда. Второе место (статья 38) касается обеспечения вещевым имуществом и обмундированием тех, кто учится на военных, полицейских и прочих государственных специальностях – это очевидно и особого комментария не требует. Еще бы в военных училищах не было формы за казенный счет.

И наконец – статья 28, которая называется «Компетенция, права, обязанности и ответственность образовательной организации». В пункте третьем («К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся...») есть подпункт 18: «установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов Российской Федерации».

И все.

Да, форма есть, но она регулируется либо самой школой, либо субъектом Федерации. Никаких конкретных правил не существует. Все пока расплывчато и зыбко.

Хорошо это или нет – непонятно. С одной стороны, школьная форма – это интуитивная дисциплина и навязанное равенство, с другой – способ заработать потенциальным подрядчикам. С одной стороны – принуждение, с другой – порядок. Тут иначе, как в каждом конкретном случае, не рассудишь.

Одним словом, вероятность увидеть всех школьников своего города, одетых одинаково, первого сентября нам не грозит.

..............