Олег Хавич Олег Хавич Киев и Варшава вместе обманывают родственников жертв «Волынской резни»

В Польше заявили о «прорыве» в деле эксгумации жертв «Волынской резни», основываясь на обещаниях главы МИД Украины. Но даже декларативную готовность Украины начать эксгумационные работы на Волыни польские власти надеются использовать в своих политических целях.

0 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Как фронт может научить жить

Фронтовой мир дает человеку урок, заражает его желанием жить разумно и просто. Правда, велика цена этого урока. После концерта и ночевки в блиндаже гости-артисты отправляются в Москву, а их аудитория – на боевые задания, из которых могут вернуться не все.

10 комментариев
Андрей Рудалёв Андрей Рудалёв Почему детские книги становятся опасными

Первый звоночек прозвенел несколько лет назад, когда обратили внимание на подростковые книги, буквально нафаршированные ЛГБТ-любовью. Издательский бизнес активно штамповал такого рода литературу. Под нее даже целевую аудиторию обозначили: «молодые взрослые».

34 комментария
11 июля 2013, 16:16 • Авторские колонки

Владимир Березин: Академический театр

Владимир Березин: Академический театр
@ из личного архива

В спорах вокруг науки все вертится между двумя полярными (но, по сути, одинаковыми схемами): «глупая власть и мудрая Академия» против «решительная власть против прогнившей Академии».

Однажды меня приняли в Союз писателей. Советский Союз только что прекратил свое существование, но членские билеты продолжали выдавать все те же – внушительные книжицы с орденом Ленина и надписью золотом «Союз писателей СССР». Я к тому моменту уже много что видел в жизни и оттого относился к этому с иронией.

Есть такая крамольная мысль: национальная фундаментальная наука возникает только тогда, когда нужно делать Бомбу

Это в прошлые времена Союз писателей был настоящим министерством литературы. Он, кстати, даже оплачивал писателям больничные листы, как если бы они работали на заводе или в каком-нибудь научном институте. Но и в новые времена в народе еще существовало инерционное уважение не только к литературе, но и к этой писательской структуре. Милиционеры, как мне рассказывал питерский писатель Горчев, не забирали пьяных, которые с трудом доставали из карманов свои красные книжицы. А теперь мало кто заплачет об этом министерстве.

Но в прошлой жизни я занимался естественными науками и оттого помнил другое министерство – министерство науки, которым была Академия наук СССР.

Я помнил этот академический дух, который был, конечно, куда круче писательского.

И самые яркие эмоции были связаны именно с ним – процесс познания прекрасен. Впрочем, нет нужды оправдывать существование науки.

Однако я уже тогда понимал, что при всех исключениях та Академия, что я застал, была продуктом не петровских или екатерининских времен, носила стиль не академика Павлова или Ольденбурга, а была наследием тридцатых–сороковых годов двадцатого века. Это была Академия, что сделала Бомбу, Академия, которая обеспечивала величие страны и ее обороноспособность. Я, хоть и занимался физикой, видел не только красоту формул, а вот этот старый стиль – лаборатории с дубовыми столами и старинные приборы, видел я и академические дачи, похожие на дворянские имения, – одним словом, весь этот стиль, который воплощен в главном здании Московского университета.

Этот стиль был заточен под те, давние задачи, и ничто его не могло переломить: ни космические программы, ни советские компьютеры, похожие на раздевалку в нынешнем спортивном клубе, уставленную кремовыми шкафчиками.

С обоими этими министерствами – литературы и науки – стали происходить схожие процессы. Масштабы были разные, причем литература и наука никуда не девались, они жили отдельной жизнью, промывая новые пути, как река пробивает новое русло.

Есть такая крамольная мысль: национальная фундаментальная наука возникает только тогда, когда нужно делать Бомбу. Прочее же интернационально – даже изучение эндемиков. Но вот прикладная наука с конкретными заказчиками всегда нужна экономике страны. Но сейчас, при всех стонах о гибели Академии, довольно мало говорится (самими академиками – тоже) о том, как выстраивать новые отношения между учеными, государством и обществом. И это тоже похоже (в укрупненном виде) на судьбу министерства литературы: как только воля государства ослабла, эти министерства стали стареть, что-то непонятное произошло сперва с их домами отдыха, пионерскими лагерями, а потом и с некоторыми профильными активами.

Спору нет, мне новый академический закон представляется кривоватым, в нем есть много опасностей – наверняка у кого-то возникнет соблазн сделать как всегда, чтобы получилось как лучше, то есть «до основанья, а затем». Но то, что по-старому уже нельзя, мне стало очевидно уже лет двадцать назад. Просто нет старого мира и его задач. Нет того общественного договора между государством и наукой, который существовал во времена Бомбы. Нет и того договора, что был во времена Космоса.

Однако в спорах вокруг науки все вертится между двумя полярными (но, по сути, одинаковыми схемами): «глупая власть и мудрая Академия» против «решительная власть против прогнившей Академии». Причем иногда Академия становится символом «науки вообще». Выходит, что «наука» – это не только сотрудники академических институтов, но и вполне похожие на чиновников некоторые люди из Президиума РАН. По мне, так все равно, кто застроит селекционное поле коттеджами – академик или чиновник из агентства – одинаковая срамота.

И чтобы два раза не вставать, скажу: у нас есть пример по-настоящему негосударственной академии, далекой от этих споров. Это РАЕН – Российская академия естественных наук. Поди попробуй государство ее реформировать, указывать, как ей жить, – ничего не выйдет. Правда, если судить по газетам, самым знаменитым академиком ее был экстрасенс Грабовой. Но это уж они сами его выбрали.

..............