24 августа, среда  |  Последнее обновление — 00:03  |  vz.ru

Кирилл Мартынов

 
Успешный российский философ, доцент НИУ ВШЭ. В 2003 году окончил Московский университет. Защитил диссертацию о современной американской философии сознания и искусственном интеллекте. Преподает political science в Академии народного хозяйства при президенте РФ. В разное время сотрудничал с Фондом эффективной политики Глеба Павловского, работал пресс-секретарем Федерального агентства по делам молодежи, выступал координатором либерального клуба “Единой России”. Уже в ранней юности начал редактировать. Сначала собственный блог, потом диссертацию, после чего стал главным редактором “Мнений.ру”. Печатался в газетах, глянцевых, а также толстых журналах. Библиофил, стоик, кибероптимист и афисионадо. В остальном предпочитает джаз. Блог Кирилла Мартынова.

Мнения

В конце лета обострилась борьба вокруг будущей экономической программы страны. Фактически противостояние идет между двумя лагерями: рыночными фундаменталистами и «столыпинцами». Группы уже успели обменяться колкостями.
Обсуждение: 41 комментарий

Грандиозный скандал, который произвели высказывания отца Всеволода Чаплина, поднял несколько тем, достойных рассмотрения. В частности, о либерализме, гуманизме и христианстве – поскольку всеми тремя терминами могут называть разные вещи.
Обсуждение: 156 комментариев

Шутовская контрреволюция и победа сепаратистов в 1991 году – ведь именно идея раздела страны была главной у тех, кто пришел к власти в бывших советских республиках – это лишь соус и гарнир к основному блюду в 1993-м.
Обсуждение: 155 комментариев

С самого начала у Манафорта была весьма узкая задача. Задача, с которой он весьма успешно справился. Теперь пришло время новых людей. Так кто же такой Пол Манафорт и какую функцию он выполнял в штабе Дональда Трампа?
Обсуждение: 5 комментариев

При всем трагизме событий августа – декабря 1991 года, этой крупнейшей геополитической катастрофы века, по прошествии 25 лет можно признать, что есть великое провидение в том, что эта трагедия произошла, а попытка ГКЧП закончилась пшиком.
Обсуждение: 185 комментариев

Призыв экономить на тряпках ради многодетности выдает абсолютное непонимание реальных инфраструктурных проблем, с которыми сталкиваются многодетные семьи. Это проблемы просто другого порядка, которые экономией на сумочках и ресторанах не решаются.
Обсуждение: 187 комментариев

25 лет назад был убит Советский Союз – события 19–22 августа 1991 года лишили власти все руководство страны. То, что называли путчем, на самом деле было переворотом – отстранением тех людей, которые были против ликвидации СССР. Спустя четверть века надо называть вещи своими именами.
Обсуждение: 169 комментариев

Кирилл Мартынов: Короли Лос-Сантоса

9 октября 2013, 09:30

Версия для печати

Видеоигра Grand Theft Auto 5 собрала в течение первых трех дней продаж более $1 млрд, став тем самым наиболее успешным медиапроектом в истории. Почему люди на это подсаживаются?

Выход третьей части Grand Theft Auto в далеком уже 2001 году стал настоящим прорывом в индустрии видеоигр. GTA III впервые объединила в себе два концептуальных и технологических решения, которые в значительной степени определили главный вектор развития отрасли на ближайшее десятилетие. В игре был открытый мир, в котором игрок мог делать все, что ему вздумается, и революционная трехмерная графика, моделирующая целый город. Эффект погружения был ошеломляющим. Для многих игроков того поколения их похождения в Либерти-Сити, компьютерном двойнике Нью-Йорка, стали одним из самых ярких и личных впечатлений юности.

Разработчики из Rockstar Games не скрывали, что на создание игровой динамики, предполагающей фланирование персонажа по городу, их вдохновила классическая Elite – векторная сага о вольном космическом торговце из 80-х. Некоторые создатели движка GTA III в прошлом даже непосредственно работали над сиквелом Frontier: Elite II, которая вышла на платформе Amiga и умерла вместе с ней. Механика поисков работы или заданий, основного компонента игры, в Elite и GTA по сути идентична. Однако перенос места действия из далекого космоса в мегаполис конца XX века приблизил игру к реальности, сделал ее более насыщенной и разнообразной. Примечательно, что GTA изначально создавалась как вариация на тему «казаков-разбойников». Игроки должны были выбирать для себя роль полицейского или преступника, от чего зависел дальнейший геймплей. Быстро выяснилось, что копов никто не выбирает. Все хотели быть плохими парнями. Так в игре остались только разбойники и родилась кровавая свобода, разгул криминала и насилия в городских пейзажах – фирменная черта серии.

В 2011 году Rockstar Games объявила о начале работы над продолжением игры – GTA 5. Игра вышла спустя почти два года, нынешней осенью. При бюджете в $265 млн уже за первый день продаж 17 сентября она принесла своим создателям более $800 млн, а через трое суток после релиза доходы от продаж составили более $1 млрд. Это сделало GTA 5 самым коммерчески успешным медиапроектом за всю историю человечества. Rockstar Games опередила не только своих конкурентов и другие видеоигры, но и – что более примечательно – голливудские фильмы. Прежний лидер «Аватар» собрал первый миллиард долларов за 17 дней, а общая сумма сборов ленты Джеймса Кэмерона составила $2,8 млрд. У GTA 5 за счет рынка ПК, на котором она пока не представлена, аддонов, дополнительных платных пакетов и разнообразной сувенирной франшизы есть все шансы в самом ближайшем будущем превзойти этот показатель.

Выход игры сопровождался грандиозными волнениями фанатов и публикацией в Сети астрономического количества материалов, посвященных проекту. По запросу GTA 5 Google находит сейчас более 41 млн страниц. Хороших игр в последние годы выходило немало, но даже самым успешным из них далеко до ажиотажа вокруг GTA 5. Почему люди подсаживаются на это? Это, по-моему, очень интересный вопрос из сферы социальной психологии. Когда речь заходит о таких деньгах и таком количестве человеческого времени, мы уже не можем объяснить все просто качественным геймплеем. Тут должно быть нечто большее.

Лос-Сантос, в котором разворачивается действие GTA 5, – это хорошо узнаваемый Сан-Франциско, живой и громадный. Город полон людьми, занятыми своими делами, так что вы можете просто ездить по окрестностям и дивиться на происходящее, наплевав на любые игровые цели и сюжет. Разработчики внимательны к деталям, тщательно проработали каждую сцену, свидетелем и участником которой вы становитесь. Впрочем, этим в играх в жанре sandbox (открытого пространства, где герой может делать что угодно) сегодня вроде бы никого не удивить. В конце 2011 года вышла, например, Skyrim, пятая часть не менее великой, чем GTA, серии The Elder Scrolls, также создавшая вокруг себя гигантское сообщество фанатов и рассказывающая о полностью вымышленном мире, проработанном до мелочей.

Но GTA 5 оказалась успешнее любых историй про высоких эльфов и драконов, потому что она демонстрирует и высмеивает наш реальный мир. В нем есть, например, реклама нелепых гаджетов iFruit или издевательская критика американских консерваторов. В GTA 5 нам показывают и дают разрушать современное западное общество, выставляя его одновременно грандиозным, смешным и жалким. Смысл происходящего состоит именно в том, что здесь никто не хочет быть полицейскими, никто не хочет быть хорошим парнем.

В 60-е годы прошлого века в Германии была разработана так называемая критическая теория, применившая методы Маркса к современному обществу, которое состоит из в целом довольных жизнью и пассивных потребителей (именно поэтому в нашем обществе так популярны разговоры об «активном образе жизни»). Критическая теория предполагала, что за ширмами изобилия и свободы выбора в действительности скрываются новые формы тирании со стороны массовой культуры, а существование человека сведено к единственной функции – потребления. То, что пятьдесят лет назад было философскими трактатами, в последние двадцать лет превратилось сначала в развлекательные фильмы вроде «Бойцовского клуба», а затем стало видеоигрой. Возможно, главная ирония GTA 5 состоит в том, что критика общества потребления сегодня возможна лишь в виде самой продаваемой в истории видеоигры.

Любая игра – это набор правил, но также и набор способов преодолевать правила. В этом смысле у GTA 5 нет равных. Местные правила предлагают преодолевать все те границы, которые существуют для нас – добропорядочных обывателей – в реальном мире. Смысл игры состоит в том, чтобы нарушать правила. Тут можно красть, грабить и взрывать полицейские вертолеты при помощи ракет. Более того, мир GTA содержит в себе целый букет ужасных преступлений против современной морали: здесь нормально быть грубым, асоциальным, сексистом, демонстрировать склонность к насилию и одновременно высмеивать все это.

О насилии и компьютерных играх много говорят, причем обычно в совершенно стандартной связке: игры есть причина насилия. Несколько лет назад группа социологов провела простейшую попытку проверить эту гипотезу научно. Для начала они наложили друг на друга два графика: даты выхода основных видеоигр сезона и криминальную статистику Нью-Йорка за тот же период. Как и ожидалось, корреляция была обнаружена: она состояла в том, что во время выхода игр уровень преступности снижался. Неудивительно, если подумать. Довольно трудно одновременно совершать преступления и играть в GTA.

Скандальный современный философ Славой Жижек, пожалуй, дополнил бы эти рассуждения. Он противопоставляет два вида насилия. С одной стороны, это то субъективное насилие, о котором говорят по телевизору политики, например, терроризм или преступность. Оно существует эпизодически, и чаще всего мы никак не сталкиваемся с ним, а только слышим о нем в новостях. Но, с другой стороны, существует гораздо более сложное явление, о котором мы предпочитаем не говорить, хотя и встречаемся с ним ежедневно. Жижек называет его объективным насилием, которое существует в качестве фона для современного мира. Это, в первую очередь, имущественное неравенство, приводящее к тому, что миллиард богатых землян получает пищу, энергию, образование и медицинское обслуживание за счет всех остальных жителей планеты, обреченных словно в фильме «Элизиум» с завистью наблюдать за этой жизнью небожителей. Это также ситуация, в которой вы не можете купить квартиру в течение всей трудовой жизни, потому что сделка, которую вы предлагаете, не слишком выгодна для банкира. Это еще и история о том, как женщины по всему миру занимаются неоплачиваемым домашним трудом, обслуживая мужчин. Что такое терроризм по сравнению с мытьем посуды? Такому – объективному – насилию компьютерные игры не учат, чего совсем не замечают их критики.

Тот факт, что самая успешная видеоигра на планете является power fantasy и по сути симулятором насилия в реалистическом сеттинге, безусловно, сообщает нечто о нашей цивилизации. На поверхности здесь лежат привычные тезисы о потери морали и культуры, но это только одна сторона медали. Можно представлять GTA как грезы офисного пролетариата, неудачников, работающих по восемь часов в день и еще восемь посвящающих пиву, жалобам на жизнь, телевизору и компьютерным играм (нет ли у вас таких знакомых случайно?), и это будет правдой. Критика современного мира, представленная в GTA, в этом случае становится рекурсивной, она включает в себя появление в этом мире сверхпопулярных видеоигр о преступниках. Тогда мир Лос-Сантоса будет указывать на забвение свободы, на бегство от реальности. Он встраивается в череду аналогичных фантазий, уходящих корнями в конец 90-х годов прошлого тысячелетия: среди них, помимо «Бойцовского клуба», например, еще «Матрица». Это истории, которые объединяет наше желание наблюдать за тем, как уничтожается Система, а мы, сильные и свободные, плюем на ее могилу.

Другая часть этой истории открывается через исследование внутренней структуры GTA. Людям не нравятся шутеры, в которых сюжет развивается через набор скриптов. Главная ценность Лос-Сантоса – это по-прежнему свобода. Открытый мир, бесконечное количество доступных действий, нелинейный сюжет – что если это не случайные части успеха GTA 5, а именно то, что обеспечивает проекту коммерческую прибыль. Торговля здесь идет ощущением свободы, духом свободы, в конечном счете самой свободой – в той мере, в которой ее переживание в игре неотличимо от реального опыта свободы. Забудьте о старых различиях виртуального и реального, человек мыслит и чувствует в равной степени, вне зависимости от того, где он сейчас существует – сидит в студенческой аудитории или прокачивает своего аватара в World of Warcraft. Представьте себе, что в последнем у вас появилась суперспособность – вы можете уничтожить игровой мир со всеми его персонажами и стать единоличным владельцем всего. Отказ от этой возможности будет реальным опытом свободы. GTA 5, идеальная игра в жанре sandbox, возможно, учит нас именно этому. В этой видеоигре у нас нет начальства, мы действуем автономно, используя лишь собственный разум.

В прежние времена молодые люди учились вести себя на свиданиях по голливудским фильмам, сравнивая себя с актерами. Теперь требуются новые инструменты безболезненного сбора эстетических образцов и этического опыта. Взрослеющим людям Запада и Востока нужна песочница свободы. Сегодня вы учитесь выбирать контракт в GTA 5, а завтра пойдете выбирать будущего президента для своей страны. Главное, научиться действовать без указаний со стороны старших товарищей.


Вы можете комментировать материалы газеты ВЗГЛЯД, зарегистрировавшись на сайте RussiaRu.net. О редакционной политике по отношению к комментариям читайте здесь


Другие мнения

Роман Антоновский: Как надо вести себя в ответ на санкции и прессинг

Нельзя с шулерами играть по их правилам, надо устанавливать свои. Я удивлен, что мы еще не вышли из ВАДА, а секретные агенты не укололи зонтиком с ядом амазонской жабы президента этой организации. Подробности...

Евгений Сатановский: Политическая игра на газовых трубах

Проект «Турецкий поток» может разбалансировать сложившуюся за последние 20 лет систему газовых маршрутов через территории Турции и ЕС и вызвать бурную реакцию ряда стран, от Белоруссии, Польши и Украины до Грузии, Ирана и Азербайджана. Подробности...

Алексей Вязовский: Битва экономических титанов разгорелась с новой силой

В конце лета обострилась борьба вокруг будущей экономической программы страны. Фактически противостояние идет между двумя лагерями: рыночными фундаменталистами и «столыпинцами». Группы уже успели обменяться колкостями. Подробности...
Обсуждение: 15 комментариев

Сергей Шмидт: Болезнь «советской цивилизации»

Как в медицине называется «болезнь быстрого старения»? Вот такая болезнь была у «советской цивилизации». Такая крутая в 1920-е, даже в 1930-е – и низведена до уровня чудовищной дряхлости в течение нескольких десятилетий. Подробности...
Обсуждение: 39 комментариев

Олег Макаренко: Функционеры МВФ начинают контрнаступление

Международный валютный фонд сражается за свою независимость – попытка американцев впустую растратить деньги фонда на украинский проект не могла не вызвать активнейшего противодействия со стороны функционеров фонда. Подробности...
Обсуждение: 6 комментариев

Денис Селезнев: Киевская Русь в XXI веке

С 2004 года я слышу плебейский треп о постиндустриальной экономике, гигантских перспективах IT, непомерном интеллекте украинского офисного планктона и прочих развесистых чудесах. Но на каком базисе это все должно расцвести? Подробности...
Обсуждение: 88 комментариев

Сергей Худиев: Есть вещи похуже либерализма

Грандиозный скандал, который произвели высказывания отца Всеволода Чаплина, поднял несколько тем, достойных рассмотрения. В частности, о либерализме, гуманизме и христианстве – поскольку всеми тремя терминами могут называть разные вещи. Подробности...
Обсуждение: 135 комментариев

Антон Крылов: Революция и развал страны ходят рука об руку

Шутовская контрреволюция и победа сепаратистов в 1991 году – ведь именно идея раздела страны была главной у тех, кто пришел к власти в бывших советских республиках – это лишь соус и гарнир к основному блюду в 1993-м. Подробности...
Обсуждение: 155 комментариев

Сергей Веселовский: Родители с радостью отдают детей в жертву

Из украинских детей спешно готовят смертников, готовых осознанно и с радостью отдать свою жизнь и унести как можно больше жизней «врагов нации». А что же родители? Подробности...
Обсуждение: 238 комментариев

Вадим Нестеров: Забудьте о советском уровне образования

В связи с известными событиями все обсуждают образование. Традиционно требуют вот прямо сейчас вернуть советский уровень образования. Так вот – забудьте. Приведу лишь один пример. Подробности...
Обсуждение: 211 комментариев
 
 
© 2005 - 2016 ООО Деловая газета «Взгляд»
E-mail: information@vz.ru
.masterhost Apple iTunes Google Play
В начало страницы  •
Поставить закладку  •
На главную страницу  •
..............