Тимофей Бордачёв Тимофей Бордачёв Почему потомки Уленшпигеля не дали украсть российские деньги

Бельгия – один из столпов европейской цивилизации со всеми ее выдающимися и отвратительными особенностями. И она же стала порогом, о который споткнулась самая серьезная попытка Запада совершить открытый грабеж российских средств.

12 комментариев
Ирина Алкснис Ирина Алкснис «Прямая линия» Путина стала обязательной частью новогодних праздников

Гордость за наше прошлое, оптимизм по поводу настоящего России и уверенность в будущем страны – главные составляющие позиции Путина и как президента, и как гражданина, и как человека.

2 комментария
Владимир Касютин Владимир Касютин Собаки и кошки – мягкая сила России

Выяснилось, что среди наших соседей – бывших республик СССР и даже стран Восточной Европы – велик запрос на простые человеческие истории о любви и преданности. Что забота о животных и признательность к ним – универсальна.

20 комментариев
29 октября 2013, 17:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Сокровища нации

Максим Кононенко: Сокровища нации

Даже мне, равнодушному к спорту, известны фамилии и судьбы Брумеля, Пахомовой, Родниной, Кабаевой. Каждая из этих судеб – готовый сценарий. Так почему же мы продолжаем снимать про ментов?!

Умер Лу Рид. Музыкант, оставивший не очень значительное собственное музыкальное наследие, но решительным образом повлиявший на общее развитие мирового рок-н-ролла вообще. Вспомните хотя бы классический «Аквариум» первой половины 80-х.

Увы, зачастую эти герои в реальности – унылые и убогие, над которыми даже жалко смеяться. Но ведь и Джобс с Моррисоном были не ангелы

В том, что умер пожилой человек с весьма богатым опытом суровых экспериментов над собственным организмом, никакой особенной причины для рефлексии нет. Все там будем, и хорошо бы нам протянуть столько же, сколько Лу Рид (а ему был, несмотря ни на что, 71 год). Гораздо интереснее посмотреть на рефлексию западной поп-культуры по этому поводу.

Ну разумеется, высказались практически все. От сооснователя вместе с Лу Ридом культовой группы Velvet Underground Джона Кейла до, ладно там, Дэвида Боуи, Ника Кейва и The Who, но ведь и Билли Айдол высказался. И Duran Duran. И даже вообще уже клинически молодежная группа Arctic Monkeys (ей всего 10 лет – группе «Демо» и того больше!).

И вот я смотрел на все это и думал, что вот теперь уже вполне можно снять фильм про Лу Рида. Основано на реальных событиях и все такое. И вдруг понял, что уже видел Velvet Underground в таком «основанном на реальных событиях» фильме. В отличном не знаю, как с фактологической, но с драматургической точки зрения фильме Factory Girl, известном в русском переводе как «Я соблазнила Энди Уорхолла». А вспомнив об этом, я вспомнил о той, о ком был снят этот фильм. Об Эди Седжвик – взбалмошной наследнице небедной семьи таких классических-классических американцев, бросившейся во все тяжкие Нью-Йорка второй половины шестидесятых. О просто симпатичной девушке (сыгравшая ее в кино актриса Сьенна Миллер значительно красивее реальной Эди), каким-то мистическим образом оказавшейся между экспериментами Уорхолла и поисками вдохновения Боба Дилана. Тусовщица, вдруг оказавшаяся частью истории культуры страны, которая, как оказывается, любит свою культуру переосмысливать.

Вы понимаете – они сняли фильм об этой девушке. Они сняли фильм о Стиве Джобсе, о группе «Дорз» и готовятся снять фильм о Фредди Меркьюри (уже подобрали актера). Но вместе со всем этим они сделали фильм о девушке, которая сама по себе ничего в истории культуры не значит. Но значит в контексте.

А вот теперь вспомните обо всех этих программах по финансированию патриотических фильмов. Что такое патриотический фильм в понимании финансирующих? Я так полагаю, что это фильм о войне. Или, допустим, фильм об освоении новых пространств. Или о космосе. Или – теплее! – о великом спортсмене.

Но давайте посмотрим, каковы реальные народные успехи у фильмов, кристаллизующих мифы. Кто лидеры? «Высоцкий. Спасибо, что живой». И «Легенда 17». То есть фильмы о реальных людях в нашей стране тоже востребованы значительно больше, чем фильмы об исторических ситуациях. А реальные люди – это те люди, которых мы помним.

Ну, то есть, картины типа «1612» или «Царь», конечно, пусть будут, но я сейчас пытаюсь говорить о том, что формировало бы нашу историю не на умозрительных примерах из прошлого, а на вполне осязаемом фундаменте еще недавнего настоящего.

Сделали фильм о Высоцком (великолепный для меня, помнящего живого Высоцкого), сделали фильм о Харламове (одобряемый его родственниками) – значит, можем и о других. О Миронове. О Папанове. О Цое. Вспомните успех сериала про Брежнева. Клондайк! Не только денежный, но и культурно-мировоззренческий. Давайте про Ельцина!

Да черт с вами, наступлю на горло собственной песне и растопчу собственное мировосприятие с эстетической точки зрения. Черт с ним! Но сделайте кино про Игоря Талькова – он ведь пусть и такой же бессмысленный, как Эди Седжвик, но все же герой современной русской поп-культуры! И никуда от того не уйти.

Печально то, что все эти фигуры кажутся современным кинопродюсерам слишком мелкими. Им нужно что-нибудь действительно масштабное, типа Харламова или Высоцкого. Но ведь даже мне, равнодушному к спорту, известны фамилии и судьбы Брумеля, Пахомовой, Родниной, Кабаевой. Каждая из этих судеб – готовый сценарий. Так почему же мы продолжаем снимать про ментов?!

Я даже не упоминаю тут про Пугачеву или Ротару. Не потому, что эти люди неинтересны, а потому, что фильмы про них уже есть. Причем с ними самими в главных ролях. И эти фильмы («Женщина, которая поет» и «Душа») пользовались изрядным спросом в СССР. То есть такой метод работает. И все, что нужно для его реализации, – это гримеры и Сергей Безруков. Ну или любой другой актер (или актриса), которые могут хоть как-то изобразить, в общем-то, мифического героя. Еще раз напомню, что сыгравшая Эди Седжвик актриса Сьенна Миллер куда как красивее своего прототипа. Да и сыгравшего Стива Джобса актера Эштона Катчера девушки любят значительно больше, чем самого Стива Джобса.

Ну, то есть, не надо бояться. Героев вокруг нас сколько хочешь. Национальных героев. Настоящих и нынешних. Национальных сокровищ. Как никто пробуждающих патриотизм. Увы, зачастую эти герои в реальности – унылые и убогие, над которыми даже жалко смеяться. Но ведь и Джобс с Моррисоном были не ангелы. Не говоря уже об Эди Седжвик – простой дуре и наркоманке.

А ведь взяли – и сняли!

И мы снимем. Было бы желание. Но не финансирование.

Потому что с финансированием получается дорого, но, к сожалению, мертво.

Напомните мне через год или два, чтобы мы вернулись к этому разговору. Вот снимут ли?

Не знаю.