Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

3 комментария
Марк Лешкевич Марк Лешкевич Вторая мировая война продолжается

Диверсии, саботаж, радикализм – стандартные методы Запада в борьбе против нашей страны, которую в ходе холодной войны он использовал на полную катушку и продолжает использовать сейчас.

3 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Война как способ решить финансовые проблемы

Когда в Штатах случается так называемая нехватка ликвидности, по странному стечению обстоятельств где-то в другой части мира нередко разгорается война или цветная революция. Так и хочется прибегнуть к известному мему «Совпадение? Не думаю!».

6 комментариев
31 августа 2012, 12:25 • Авторские колонки

Иерей Димитрий Фетисов: Протокот Аввакум

Иерей Димитрий Фетисов: Протокот Аввакум

Грядущий учебный год ознаменован для значительной части педагогов, школьников и их родителей невиданным доселе новшеством: в сетке предметов появится необычная дисциплина – Основы Православной Культуры.

Некоторые наши сограждане к этому событию относятся весьма отрицательно. Кто-то видит здесь едва ли не угрозу существованию России, считая, что новшество чревато межрелигиозными и межнациональными конфликтами, «клерикализацией» общества и, как следствие, расчленением РФ или превращением её в «православный Пакистан».

А когда девятиклассник Вася приедет в Большой театр на «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, что он там увидит?

Другим же, как и мне, видится – как бы это пафосно ни звучало – что это единственный шанс к спасению нашей страны как целостного, сильного и процветающего государства. Конечно, я понимаю, что наших оппонентов фактически невозможно переубедить, но всё же, смею надеяться, кое-какие аргументы расположат их относиться более уважительно к этой идее.

Не будем строить утопий и рассуждать о будущем захвате русскими Константинополя или о престиже быть третьим и последним в истории человечества Римом. Возьмём и рассмотрим всего лишь одну клетку нашего государственного организма, от которого будет зависеть его состояние впоследствии – современного школьника.

Этот гипотетический Вася из 9А сегодня очень сильно обделён. Он, лишённый права знать, на основании каких принципов функционирует православная цивилизация, не сможет понять в полной мере ни истории своего Отечества, ни его культуры. Или он будет видеть исторический процесс крайне поверхностно, или же просто научится с легкостью его перевирать, сочиняя марсианские хроники.

Мне легко об этом говорить, поскольку я окончил Православную  гимназию, но поступил туда лишь после седьмого класса обычной общеобразовательной школы, и поэтому могу более-менее объективно сравнивать два подхода к образовательному процессу. В обеих школах у меня были прекрасные учителя, но всё же в обычной СШ мне частенько встречались странные казусы.

Так, например, помню, как учительница, показывая нам икону «Троица» преп. Андрея Рублёва, с восхищением рассуждала о том страшном времени феодальной раздробленности, в котором жил «замечательный художник Андрей Рублёв». «Именно поэтому, – поясняла педагог, – он и изобразил этих трёх братьев – русских князей, опечаленных смутами в родной земле»... А однажды, когда мы проходили древнерусскую повесть о Петре и Февронии Муромских, меня заинтересовал один странный момент. В повести говорилось о том, как княгиня Феврония «вышивала лики святых на воздУхе». На вопрос учителю, как это можно вышивать что-то на вОздухе, я услышал что-то неудобовразумительное про «тип особых кружев» и вообще сказку, к которой не стоит относиться серьёзно. Но я всё же отнёсся серьёзно и выяснил, что воздУх (с ударением на последний слог) – это такое искусно вышитое полотно, символизирующее плащаницу Христа Спасителя, которым покрываются священные сосуды во время литургии.

В прошлом учебном году в Рязани состоялась областная олимпиада по ОПК. Чего только дети из простых школ не писали в ответах – и смех, и грех. Например, на вопрос об идейном вдохновителе старообрядцев многие школьники ответили: «протокот Аввакум»... Будучи хорошо знакомым с причиной такого вот невежества, я не удивился, услышав уже на студенческой конференции тему доклада одной старшекурсницы истфака: «Святые страстотерпцы Борис и Глеб как последователи идей Л. Н. Толстого и М. Ганди».

А русская литература? Можно ли в полной мере понять, например, Достоевского, не зная Евангелия, не понимая евангельской символики в тексте – хотя бы того хрестоматийного камня, под которым Раскольников спрятал украденное? Конечно, нет – получатся для читателя просто талантливые психологические детективы. Будут читать и восхищаться, но как иностранцы, не понимая важнейших нюансов.

Как-то мне довелось участвовать в конференции по патриотическому воспитанию старшеклассников. Там присутствовали все замы директоров рязанских школ по воспитательной работе. И после моего выступления возникла дискуссия по поводу ОПК. Пришлось поступить очень неинтеллигентно: зная, что в аудитории присутствует много учителей русского языка и литературы, я процитировал отрывок из произведения Н. С. Лескова: «...дьячок полез зажигать паникадило...» и попросил литераторов объяснить мне, кто такой дьячок и что он полез зажигать? В ответ напряжённое молчание... Да уж, поди объясни... «Глокая куздра кудрячит бокрёнка».

А когда девятиклассник Вася приедет в Большой театр на «Бориса Годунова» М. П. Мусоргского, что он там увидит? Поймёт ли он, кто такой Пимен, по каким мотивам действует Юродивый, да и самому Борису чего неймётся? Конечно же, не поймёт, и предпочтет восхищаться не Мусоргским, Бородиным и Глинкой, а «Чужим против Хищника», считая, что это и есть настоящее искусство.

Но это, скажете мелкие придирки, периферия вопроса. Это, действительно, ещё не самое страшное. Хуже всего другое – наши дети не имеют нравственного фундамента, который эффективней всего выстраивается с помощью религиозных императивов. Ребёнку чаще всего еще понятен принцип части нормальных межличностных отношений – не делай другим того, чего не хочешь себе. (Кстати, принцип религиозный). Говорю части, поскольку принцип этот быстренько ломается на вопросах взаимоотношения полов. Огромное число ранних абортов и криминальных «историй любви» показывает, что смутное «хочу-не хочу» в этой области – не совсем тот руль, который приводит в спокойную гавань семейной жизни.

А как быть с другими немаловажными отношениями, например, к государству? Я понимаю, полетят помидоры: «Государство – это зло», но тем, кто не слишком увлечен подрубанием дерева, на котором живет, следует подумать и о нем.

Вот наш девятиклассник проехал без билета в троллейбусе и хвалится этим. Любой нормальный педагог должен объяснить ему некрасивость такого поступка. А как это сделать? Сказать, что он обокрал государство и это плохо? Поверьте, «заяц» найдёт, что вам ответить. Он скажет, что это самое государство убило в девяностые его бабушку и дедушку, не выдержавших перестройки и других потрясений, искалечило в армии его старшего брата, а мама и папа тратят половину своей зарплаты на свет, газ и воду, благодаря этому, так сказать, государству.

И вот здесь тупик. Что ему ответить? Ведь если этого не сделать, то в будущем мы получим коррупционера как минимум. Рассказать о «категорическом императиве» Канта? Вряд ли он поймёт его и оценит в таком возрасте.

Здесь необходимо вводить понятие греха. Именно это – понятие личной ответственности перед Богом –  может сдержать нравственный, культурный, экономический и политический катаклизм. Лишь человек, понимающий религиозные принципы, знает, что ничего хорошего не будет ему от взяток, воровства и производства некачественной продукции. Корифей русской педагогики К. Д. Ушинский писал: «Современная педагогика исключительно выросла на христианской почве, и для нас нехристианская педагогика есть вещь немыслимая – безголовый урод и деятельность без цели, предприятие без побуждения позади и без результатов впереди. Можно ли себе представить, например, сколько-нибудь сносного учителя грамотности даже, который бы не коснулся религиозных истин, если только он не занимается одним механизмом чтения, убийственным для детской головы. Мы требуем, чтобы учитель русского языка, учитель истории и т.д. не только вбивали в голову своим ученикам факты своих наук, но развивали их умственно и нравственно. Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?» (Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. М., 1948. Т. 2. С. 39).

Конечно, главная проблема ОПК мне видится в кадрах для преподавания этого предмета. Боюсь, многие педагоги по-прежнему еще «не в теме», а переучиваться в зрелых летах достаточно тяжело. С другой стороны, иногда действительно вижу, как некоторые учительницы начинают вторгаться в личную сферу детей и пытаются заставить их участвовать в таинствах, делая это так настырно и беспардонно, что, пожалуй, никакой нормальный священник не станет заниматься таким «миссионерством». Священникам же – по крайней мере, официально, в качестве преподавателей – вход в школу закрыт. Впрочем, невежливое навязывание какой-нибудь Мариванной своего понимания религиозных истин –  это тоже следствие отсутствия систематического и целостного представления о православной культуре. И, строго говоря, стоит помечтать об ОПК в педагогических и гуманитарных вузах...

..............