Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
12 комментариевМихаил Соломатин: Порядок был
В средние века арабы не строили в Париже мечети? – Так подавай нам Средневековье и поскорее, а то все пойдем неверной дорогой Брейвика. Талибы режут головы за оскорбление мусульманской веры? – Закатаем на семь лет Pussy Riot!
Не странно ли, что слова «порядок был» с таким придыханием произносят именно в России, стране, где порядка никогда не наблюдалось? Нет, не странно, а закономерно.
К знаменитому стихотворению А.К.Толстого, где рефреном идет парафраз той формулы, с которой и пошла русская государственность: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет», надо было бы дописать продолжение о том культе порядка, который сложился в современной России. Наш современник требует, чтобы наблюдаемую реальность срочно привели к единому знаменателю. Как это будет сделано, его не волнует, он согласен на применение самых строгих мер к тому, что мешает реальности сойтись с существующей в его воображении картинкой. Отсюда – попустительство насилию сильного над слабым. Где призывы к порядку, там призывают и к строгим мерам, при этом чем меньше человек склонен соблюдать правила, тем больше он требует этого от других.
Кроме сторонников того или иного судебного решения в дискуссии всегда представлена и третья сторона – сторона жаждущих крови
В одной из бесчисленных сетевых дискуссий по поводу одного из резонансных судебных дел последних лет кто-то вдруг признался, что ненавидит фразу «вор должен сидеть в тюрьме». А ведь эта классическая фраза (шутка ли – из-за нее министр обороны Павел Грачев даже судился с «Московским комсомольцем») совсем не случайно стала основополагающей для нашего общественно-правового дискурса. С одной стороны, не поспоришь – вор действительно должен сидеть, с другой стороны, говорят у нас об этом с такой непередаваемой интонацией, что сразу начинаешь сомневаться, в самом ли деле эти ярые противники зла защищают добро? Не превратилась ли возможность карать для них в самоцель?
Судебные разбирательства по делам, затрагивающим интересы общества, всегда становятся предметом общественной дискуссии, но в России эта дискуссия приобретает специфический оттенок. Незачем даже вспоминать о деле Ходорковского. Дело Антонины Федоровой (Мартыновой), которую обвиняли в попытке убийства собственной дочери, дело Владимира Макарова, осужденного в итоге за педофилию, следствие над девушками из Pussy Riot – в общественной реакции на каждое из этих событий есть одна яркая особенность. Кроме представителей той или иной точки зрения на затрагиваемую конкретным уголовным делом проблему, кроме сторонников того или иного судебного решения, в дискуссии всегда представлена и третья сторона – сторона жаждущих крови.
В России на почве правового нигилизма пышным цветом расцвел причудливый культ правосудия – правосудия не всякого, а такого, что вершится над ближним. Это своего рода моральная компенсация за собственное бесправие. Но привычка компенсироваться подобным образом очень опасна. Человек приучается к детской модели поведения, когда своя правота доказывается через унижение оппонента. Эта модель у нас медленно, но верно институциализируется.
Наше общество активно и эффективно учится считать врагами людей с другими взглядами. Пока еще не все поддались этой новой тенденции, имеет еще место благодушие, но вот уже даже от Православной церкви делаются заявления о том, что подобное прекраснодушие преступно, что всякая религия лишь тогда чего-нибудь стоит, если она умеет защищаться. Разумеется, дело тут не в каком-то особом подходе РПЦ, а в том, что даже она склонилась вдруг к принципу «добро должно быть с кулаками». Я вовсе не призываю вслед за толстовцами рассматривать христианство как учение о непротивлении злу, христианство – религия спасения, а не всепрощения, однако ж когда Церковь велит пастве как следует разозлиться – в этом есть что-то новое. Неприятно новое.
Кто не помнит знаменитую фразу Папанова «тебя посодют, а ты не воруй»! Советский зритель еще воспринимал победительную интонацию, с которой она произносилась, как комический элемент. В каждом эпизоде тесть Димы Семицветова выступает за справедливость. Сам он, между прочим, подполковник в отставке, а, судя по времени выхода фильма, скорее всего, еще и фронтовик. Но при всем этом он отрицательный персонаж! И губит его постоянная готовность самоутвердиться за счет слабого, отвратительный гогот – в общем, все то, что теперь стало нормой для публичных выступлений людей, объявляющих себя защитниками народа и традиционных ценностей.
Эта поведенческая модель слабо учитывает не только мнение оппонентов, но и реальность как таковую. Даже в связи с делом Андерса Брейвика, чей поступок, казалось бы, не может быть оценен двояко, многие у нас ухитряются высказаться в том смысле, что современная мультикультурная Европа предала идеалы Европы старой, умевшей и постоять за себя, и инородцев прищучить, и в крестовый поход сходить, когда надо. Если внимательно присмотреться, то симпатии людей, считающих себя российскими государственниками, вызывает Европа образца XIX века, а то и более раннего времени. Дурно понятого XIX века, добавлю я, потому что тот век был устремлен в будущее, а не в прошлое. Да что там XIX век! Писатель и публицист Елена Чудинова, например, считает, что Средневековье было ошельмовано усилиями представителей ренессансной идеологии.
Все это может означать только одно: в России происходит формирование принципиально нового типа отношения к окружающему миру, что проявляется во всем – от мелочей быта до международной политики. В основу новой парадигмы ложится принципиальная бескомпромиссность, отказ от попыток координировать свою точку зрения с чужой.
Признаться, критики современной либеральной идеологии во многом правы. И порядок, конечно же, нужен. Однако законы исторического развития устроены таким подлым образом, что вернуться даже на шаг назад практически невозможно. Но ничего своего предложить эти критики не в состоянии: для этого нужны активные созидательные усилия и опять-таки... умение идти на компромисс, способность уважать чужую точку зрения. Современный человек – унылый потребитель, он хочет, чтобы ему все принесли на блюдечке, понятия «объективное препятствие» для него не существует, поскольку он все равно не привык ничего делать сам: его мир – от заводов-пароходов до памятников культуры и «традиционных ценностей» – создали до него. Вот ему и остается только требовать. В средние века арабы не строили в Париже мечети? – Так подавай нам Средневековье и поскорее, а то все пойдем неверной дорогой Брейвика. Талибы режут головы за оскорбление мусульманской веры? – Закатаем на семь лет Pussy Riot! А для убедительности сучит ножками, как барчук в «Белом пуделе» или Эрик Рамбаль-Коше в любимой советским зрителем «Игрушке».
«Порядок» для нынешних поборников порядка – это не гармония общественных отношений, а удовлетворение собственных эгоистических потребностей. Отсюда и враждебное отношение к миру, неспособность принять существование людей с другими взглядами.
В «Звездах и солдатах» Миклоша Янчо есть эпизод, когда красный командир вдруг спрашивает пленного белого полковника, не хочет ли тот перейти на другую сторону. «Вы знаете, – отвечает тот, – нет». Тишину нарушают только крики птиц над рекой, и зритель уж ждет выстрела. «Ну нет так нет», – вздыхает Михаил Козаков и оставляет полковника в покое.