Игорь Караулов Игорь Караулов Спор «красных» и «белых» отстал от жизни

Российское государство отстаивает традиционные ценности, но это не исключительно ценности «России, которую мы потеряли». Это ценности семьи, Отечества, традиционных религий, но это и ценности труда, справедливости, солидарности. И «красные», и «белые» найдут здесь то, что им дорого.

4 комментария
Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

12 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

8 комментариев
4 декабря 2012, 13:30 • Авторские колонки

Василий Колташов: Единый фронт

Василий Колташов: Единый фронт

Из множества различных протестных выступлений, прошедших в последнее время в Европе, хочется выделить два. И оба они чрезвычайно показательны.

В ноябре правящие круги Евросоюза наблюдали за множеством разных выступлений. По странам юга еврозоны прокатились общенациональные стачки, прошли митинги и демонстрации. Дошло дело до столкновений с полицией. Особенно крупные столкновения были в Мадриде, где стражи порядка буквально атаковали протестующих. Более спокойно прошли акции в северных странах Евросоюза. На общем фоне нечто новое принесли в борьбу европейских трудящихся против неолиберализма агитация за отделение Каталонии от Испании и митинг в Праге.

Марш 120 тысяч недовольных жителей «самой тихой» страны Евросоюза

Многие жители Каталонии поддерживают идею отделения потому, что не хотят «жесткой экономии». Они убедились, что она означает перманентное ухудшение жизни. Однако эта политика проводится не просто по воле Мадрида, но в соответствии с волей ЕС. И именно здесь заключена главная ловушка возможного отделения. Чтобы избавиться от диктата Евросоюза и МВФ, мало выхода из состава Испании. Но выход из ЕС чреват крупными проблемами (вплоть до экономической блокады), и националисты из руководства Каталонии на это вряд ли решатся. Понимая то, что отделение региона ценно как угроза, избиратели, видимо, за него не проголосуют. Однако независимо от результатов будущего референдума, он останется проявлением кризиса Евросоюза как интеграционного проекта. Именно этим постановка вопроса об отделении и важна.

«Бумажный» каталонский протест – это заявление творцам ЕС о том, что если нельзя вырваться из пут их политики в рамках старых стран, то нужно создавать новые. Отделение есть лишь бегство, и проблемы кризиса оно решить не может, тем более что Каталонию никто не отпустит далеко. Но сама угроза отделения этого самого развитого индустриально региона Испании лишний раз указывает, что вместо развития Евросоюз несет югу еврозоны лишь разрушение, что и порождает сепаратизм.

Второй важный протест ноября преподнесла Европе Чехия. Автору статьи много раз приходилось слышать, что Чехия – это самая скучная страна в Европе, а её жители ведут почти растительный образ жизни: политикой не интересуются, а заняты работой и бытовыми мелочами. Но такие рассуждения – сильное преувеличение. Как преувеличением были речи чиновников этой страны о том, что она не будет затронута кризисом. В Чехии много проблем, и недавние протесты это еще раз доказали.

На Вацлавской площади в центре Праги собралось 17 ноября необычно много людей. Имели место акции и в других местах страны. Жителей Чехии к протесту призвали гражданская платформа «Стоп правительству» и профсоюзы. И участие в столичной акции приняло как минимум 25 тысяч человек. Они потребовали отставки правительства и досрочных парламентских выборов. Причина выступления проста: неолиберальная экономическая политика, проводимая, что естественно, в интересах богатейших граждан, не нравится людям. И трудящиеся вышли, как уже делали это весной.

Ноябрьское выступление в Чехии не было первым. В апреле в Праге прошла демонстрация – марш 120 тысяч недовольных жителей «самой тихой» страны Евросоюза. Проблема в том, что Чехия (вопреки прежним обещаниям властей) не осталась в стороне от кризиса, а правящий класс старается использовать трудную ситуацию для проведения непопулярных реформ, ухудшающих материальное положение трудящихся. В результате все больше чехов вспоминают советское прошлое своего государства. Звучали такие речи и на субботнем митинге. Между тем Евросоюз требует от Чехии, как и от других стран, более «бережливой» политики. Население должно молча затянуть пояса. И от жителей восточной части ЕС как будто ждут молчаливого исполнения, но они оказываются способны на протест.

Европейские финансовые круги требуют от правительства Чехии не уступок населению, а удешевления местной рабочей силы. Такой же курс проводится всюду в ЕС, и его зрелые плоды чехи могут видеть в Испании, Португалии и Греции. Хорошо, если как можно больше жителей Чехии поймет, что им готовят верхи. Может быть, тогда уже никто не скажет, что Чехия – это самое тихое место в Евросоюзе? Но к тому времени бурлить уже, вероятно, начнет и весь север ЕС. Накопление проблем в экономике Германии повлечет за собой спад в Польше и Австрии.

Еще немного, и в Европейском союзе сложится единый фронт... Нет, пока не протестующих граждан, а падающих экономик. А протесты будут и дальше отражать полнейший тупик – как экономической политики ЕС, так и всего проекта «объединения» Европы. Позиции кризиса в Евросоюзе становятся все сильней, и правительства помогают ему как могут.

..............