Игорь Караулов Игорь Караулов Человечность дает шанс на жизнь после войны

На вопрос о том, есть ли место гуманизму в картине взаимного уничтожения, которую представляет собой любая война, можно ответить: да, есть, в той мере, в какой мы предполагаем оставаться самими собой.

2 комментария
Дмитрий Бавырин Дмитрий Бавырин Эльфы пошли против Невзлина

Невзлин – это персонаж, которого проще всего сыграть актеру Дюжеву. Он ровно то же самое уже играл в «Бригаде», но нужно добавить амбиций параноидального манипулятора.

3 комментария
Андрей Перла Андрей Перла Мирного тыла больше нет

До сегодняшнего дня среди нас полно людей, полагающих, что мирный тыл существует, причем именно там, где они находятся. Но тыла нет и прежняя безопасность теперь – не более чем иллюзия.

15 комментариев
20 января 2012, 19:00 • Авторские колонки

Павел Данилин: Стратегия делегитимации в действии

Павел Данилин: Стратегия делегитимации в действии

В России власть не любить принято и приятно. Но порой эта нелюбовь доходит до абсурда, и то, что запрещается одним, воспринимается «на ура» у других. Особенно если это «надо для дела».

Что именно надо и какое такое дело, знают лишь небожители. Они же и спускают с небес знание на грешную землю. Как это было, например, в случае с визитом оппозиционеров в посольство США.

Я шучу», – оправдывается растерзанный доводами премьер-министра Алексей Венедиктов. «А я – нет», – шутит в ответ Владимир Путин

Занятно – одни и те же люди в блогах пишут, что Ксения Собчак совершила гражданский подвиг, засняв на видео процесс питания главы Росмолодежи Василия Якеменко. Они же возмущаются тем, что в блоги выложено видео приходящих и уходящих из обиталища Майкла Макфола деятелей несистемной оппозиции. Двойная мораль детектед.

Представим себе гипотетическую ситуацию: Центризбирком отказывает Григорию Явлинскому в регистрации. Скандал, митинги и заявления Хиллари Клинтон об удушении свободы. Журналисты негодуют. Неделя батхерта в либеральных и не только СМИ гарантирована. А если на выборы не пустят того же Дмитрия Мезенцева? Не сомневаюсь, что «свободная пресса» будет рукоплескать. И вновь двойная мораль детектед.

Каждое лыко в строку. Любые действия, способные делегитимировать предстоящие президентские выборы, априори объявляются моральными и оправданными. В Сети появилось видеообращение с Жириновским, где тот клеймит Ельцина и его уральский архетип? Тут же многомудрые журналисты глубокомысленно сообщают, что это игра лидера ЛДПР в пользу Путина. Журналист «Коммерсанта» Олег Кашин* на сайте издания пишет: мол, очень удачно Вольфович дает сигнал уральцам, чтобы те за него не голосовали. Тот факт, что записи с Жириновским пошел уже второй десяток лет, никого не смущает. Ну, хоть бы присмотрелись к тому, как либерал-демократ выглядит. Хоть бы задумались, что таких процедур по омоложению в мире, увы, не делают! Зато рассуждения о том, что Жириновский из далекого 2001 года сам себя сливает в ходе кампании 2012 года, вовсю гуляют по Сети. Автор, запустивший этот бред, и издание, его опубликовавшее, так и не удосужились дать опровержение. Зачем, действительно?

Блогер Игорь Драндин врывается в аудиторию Московского института инженеров транспорта, где студенты проходят обучение по сбору подписей. Свободно фотографирует и снимает направо и налево, а затем выпускает «сенсационное» видео: подписные листы в поддержку одного из кандидатов на президентских выборах 2012 года – Дмитрия Мезенцева – сфальсифицированы. Интернет взрывается от возмущения, но затем сетевики начинают разбираться, и выясняется странное – все, что снято на видео, как-то не похоже на фальсификацию, а на самом деле очень напоминает процедуру обучения. В итоге «Эхо Москвы» сквозь зубы признает, что никаких фальсификаций не было. Не было, но осадок-то остался!

На фоне сбора подписей другими кандидатами Мезенцев ничем особенным не выделяется

Впрочем, одного удара по Мезенцеву оказалось недостаточно. Действительно, иркутский губернатор оказался очень удобным «спарринг-партнером». Единственный кандидат от власти, помимо Путина, он собирает подписи. Кампания против чиновника тем удобнее, что критиковать самого Путина как-то не очень получается. Жалкие попытки мы все могли наблюдать в прямом эфире накануне. «Я шучу», – оправдывается растерзанный доводами премьер-министра Алексей Венедиктов. «А я – нет», – шутит в ответ Владимир Путин. Ну, как работать против такого мастодонта? Тем более если за спиной нет толпы из нескольких тысяч человек? Не получается. С Мезенцевым проще. Да и любой удар по Мезенцеву в стратегии делегитимации – это удар по Путину.

И вот вновь в аудиторию вуза пробирается журналист из «Новой газеты». И вновь что-то снимает. И вновь рассказывает о фальсификациях. И вновь его рассказ подхватывает пресса. Никого не настораживает, что почему-то нет ни одного свидетеля, участвовавшего в «рисовании» подписей. Ни одного героя, готового рассказать, как все это было. Это в современной Москве! Среди студентов!! После всех акций на Болотной и Сахарова!!! Не кажется ли это странным? Нет, не кажется, и массированная пропаганда включена на полную катушку. Она столь навязчива, что уже не остается никаких сомнений в наличии крупного заказа. Кто-то из политологов на днях заявил, что, по его подсчетам, кампания против иркутского губернатора стоит 15 миллионов долларов. Возможно, не ошибся – дискредитация выборов в России очевидно стоит этой суммы. А то, что отсутствие в списке Мезенцева приведет именно к такому результату, несомненно.

Подписи у нас собирали три человека. Григорий Явлинский, Михаил Прохоров и Дмитрий Мезенцев. Но «общественности» известно лишь о проблемах последнего. А что, у первых двух все кристально чисто? Открываю МК за 12 января. Автор пишет о пикете «яблочников» у метро 1905 года: «Вместо фамилии по привычке записываю свой псевдоним. Исправлять поздно, но сборщики не утруждают себя проверкой паспорта и радостно отправляют лист в стопку заполненных». А вот слова Михаила Зубова о сборе подписей за Прохорова: «Поддержав Прохорова на Тверской, я отправился на Павелецкий вокзал, где сначала сдал подпись на столике при выходе из метро, потом – в зале пригородных поездов... Теоретически, на Павелецком я мог сдать 5 подписей, на Казанском – еще 5. Такая вот карусель». Без комментариев.

Последний срок сдачи подписных листов – 18 января. Сейчас ЦИК России уже проверяет их подлинность. И в это же время продолжается жесточайшее информационное давление на членов Центризбиркома. Требуют не регистрировать Мезенцева, требуют отправить в отставку Владимира Чурова, много чего требуют. Надо сказать, что некоторый результат давление уже принесло. Так, глава ЦИК на заседании комиссии предложил внести в повестку дня вопрос о своей отставке: «Я прошу внести в повестку дня вопрос об освобождении председателя Центральной избирательной комиссии Владимира Евгеньевича Чурова от занимаемой должности». В беседе с журналистами о мотивах такого предложения Чуров ответил лаконично: «Сами думайте. У вас голова есть».

Понятно, что это была демонстративная игра на публику. Вопрос – зачем? Зачем предлагать себя самого уволить, после того как ты же уверяешь, что выборы прошли без массовых нарушений? После того как даже оппозиционная ассоциация «Голос» смогла насчитать лишь 50 тысяч недостоверных голосов (треть мандата!). Если просмотр видеороликов с «нарушениями» приводит любого здравомыслящего человека к выводу, что на них заснято все, что угодно, кроме нарушений. К чему этот пас в сторону делегитиматоров? Убежден, что этим своим жестом, который сам он рассматривал как злую иронию, Чуров все же показал, что давлению поддается.

Конечно же, давят сейчас не только на членов ЦИК – Сергей Миронов уже «прогнулся» под напором и прямо заявил, что готов стать техническим кандидатом на два года, распустить Думу, назначить новые выборы. В общем, пошел на поклон к «болотным» либералам. Да и Зюганов после переговоров с Удальцовым также согласился выполнить требования «болотных». Жириновский пока держится.

Впрочем, вернемся в Центральную избирательную комиссию. Нет сомнений, что в случае, если бездоказательная информационная вакханалия вокруг сбора подписей одним из кандидатов приведет к тому, что Чуров «прогнется» и Мезенцева не зарегистрирует, это будет грандиозная ошибка власти. На фоне сбора подписей другими кандидатами Мезенцев ничем особенным не выделяется. Но отказ в его регистрации, помимо того что станет очевидной несправедливостью, продемонстрирует: несистемная оппозиция способна «продавливать» свои требования.

На Украине Центризбирком поддался давлению в 2004 году. Тогда отобрали победу у Януковича и объявили о «переголосовании», о нелегитимном третьем туре.

В наших условиях речь идет о том, что даже маленькая уступка незаконным требованиям лидеров «Болотной площади», умело маскирующихся под «общественность», способна привести к дискредитации как Центризбиркома, так и президентских выборов 2012 года в целом. Нетрудно представить себе, что будет в этом случае – какое давление тут же будет оказано для снятия с выборов и Явлинского, и Прохорова, ведь у них подписные листы, как я уже говорил, отнюдь не находятся в идеальном состоянии. После чего участие в выборах лишь четырех кандидатов от партий будет, естественно, объявлено нелегитимным.

Следующий шаг – связка между Мезенцевым и Путиным. Повторюсь, только они являются кандидатами от власти. Тогда с начала февраля интересанты в новой русской смуте запустят информационную кампанию, в ходе которой премьер-министру будут постоянно предъявлять «казус Мезенцева». Наконец, на фоне уступок «болотной» со стороны Зюганова и Миронова, на фоне попыток диффамации Жириновского все это не сможет не привести если не к срыву самих выборов, то к существенному падению доверия избирателей к выборному процессу.

Оно нам не надо!

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............