Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

9 комментариев
27 сентября 2011, 09:20 • Авторские колонки

Михаил Бударагин: Возлюбить врага своего

Михаил Бударагин: Возлюбить врага своего

Поражение сначала Михаила Прохорова, а затем и Алексея Кудрина означает, что теперь у «Единой России» вообще нет принципиальных оппонентов, и это – плохо, с этим партии волей-неволей придется что-то делать.

Жесткое решение президента об увольнении бессменного министра финансов Алексея Кудрина было ожидаемо, особенно после заявлений главы Минфина об отказе «работать в правительстве Медведева»; тучи, впрочем, сгущались давно. Последствия этой отставки для экономики описывать не берусь, не мой профиль, но политически резкий выпад президента (явно согласованный с премьером) будет стоить оппозиции сокрушительного поражения на выборах.

Такую – правую, либеральную, рыночную, но не финансируемую из США – оппозицию придется создавать своими руками

Медведев – не только президент России, он уже возглавил список «ЕР» на парламентских выборах, и теперь партия Путина просто по законам жанра не может не извлечь из поражения Кудрина, своего давнего противника, максимум возможного. «Единой России» в этом случае не нужно ничего придумывать: партия критиковала министра финансов давно и неприязни к чиновнику не скрывала, а теперь, когда казавшийся вечным Алексей Леонидович низложен лично лидером списка «ЕР» на выборах, риторика «Единой России» просто не может не превратиться в риторику победителя.

На это накладывается и потенциальная возможность партийного правительства во главе с Медведевым: для «ЕР» ставки очень высоки – о партийном правительстве «Единая Россия» тоже не раз говорила, и сформировать его будет просто делом чести.

Прибавьте к этому мартовские выборы 2012 года, на которых Владимир Путин просто не может не победить: Зюганов, Миронов, Жириновский, Явлинский и, предположим, что-то среднее между Андреем Богдановым и Олегом Малышкиным Путину не конкуренты. Почти все эти люди, к слову сказать, нынешнему премьеру уже проигрывали (а некоторые – не единожды), и с чего они могут добиться успеха сейчас, совершенно не понятно.

Я уже просто молчу о несистемной оппозиции, которая в многомиллионной столице не может собрать митинга хотя бы тысяч в десять человек и унизительно высчитывает, сколько там пришло на их акции – сто активистов, двести или целых пятьсот. И тут же сдается, узнав о том, что Путин примет участие в президентских выборах. Системная, впрочем, повела себя  точно так же. Все подняли руки и вышли из окопа.

Так ответственные политики себя не ведут. Враг может быть сильнее тебя многократно, но сражайся, будь добр, до последнего, а проиграв, уходи, а не повторяй одно и то же поражение по третьему кругу, делая при этом такое унылое лицо, как будто кто-то тебя всерьез заставляет. Зачем России оппозиция, которая с кислой миной отбывает номер и для порядку кряхтит о «несправедливости», я искренне не понимаю.

И Прохоров, вчистую проигравший аппаратную битву за «Правое дело», и Юрий Лужков, что-то там вещающий то ли из Лондона, то ли из Альп, и вот теперь Алексей Кудрин – все они могли бы стать лидерами настоящей оппозиции, но никто не справился, к сожалению. Кудрина как экономиста, в сущности, можно понять – что для него партии, но его выступления против Медведева (и фактически против Путина) – это же не министр финансов как чиновник высказывается, это сродни выступлению Маккейна против Обамы по вопросу бюджетных расходов, которые, кстати, и в США – та еще головная боль.

Медведев ведь и уволил Кудрина за «нарушение субординации», а не за расхождение точек зрения. Министр финансов повел себя как политик, не имея для этого никаких оснований.

Строго говоря, в России традиционно существуют две точки зрения: первая – давать деньги (за это постоянно выступает «Единая Россия», и вся оппозиция хочет того же, только с нюансами, но не слишком принципиальными), а вторая – денег не давать (позиция Кудрина не менялась все 11 лет его управления Министерством финансов). Таким образом, на выборы сейчас пойдут партии, говорящие, в общем-то, почти об одном и том же, просто у «Единой России» есть масса инструментов, позволяющих ей прямо или косвенно влиять на бюджетные расходы (например, проекты, которые представлялись на межрегиональных конференциях партии), а у оппозиции таких инструментов  нет, поэтому она и вынуждена критиковать «ЕР» не по существу, а за скромность раздачи наличных средств всем страждущим.

Кудрин, который, скорее всего, на робкое предложение «Правого дела» стать лидером партии не ответит и в политику не пойдет, – это и есть второй полюс. Так выглядят, условно говоря, наши «республиканцы», если бы они у нас вообще были.

Власти, я думаю, такая оппозиция (пусть пока и не очень популярная, но хотя бы принципиально другая) очень нужна. Борьба с Мироновым и Жириновским – это предсказуемо, но неинтересно, потому что представить себе, что кто-нибудь из системных оппозиционеров сможет бросить вызов Путину и победить, сегодня может только совсем уж сумасшедший.

И такую – правую, либеральную, рыночную, но не финансируемую из США – оппозицию придется создавать своими руками. Не получилось с Прохоровым, возможно, получится, с губернаторами-либералами (такими, как Никита Белых и Олег Чиркунов): ведь если в свое время региональную фронду победили, чтобы не допустить распада страны, то теперь новое поколение глав регионов об этом не помышляет. Может быть, удастся создать новую оппозицию из плеяды молодых экспертов, которые сегодня уже почти в полном составе призваны во вполне системные проекты (такие, скажем, как Агентство стратегических инициатив или «Сколково»).

Этого врага нужно будет вырастить и возлюбить всем сердцем, потому что в перспективе мы получим консервативно-центристскую и правую партии, которые будут ответственны и за «своих» министров в правительстве, и за тот курс, который те проводят, выражая, к слову сказать, не собственные представления о прекрасном, а общественные настроения.

Описанная схема работает во всем мире. Попытки ее механического перенесения на российскую почву в 90-х ничего путного не дали, но за 20 лет пройден эволюционный путь. Его итогом и должно стать появление такой оппозиции, которая выйдет, наконец, на политическую трибуну и скажет: «Не надо раздавать деньги, давайте лучше поднимем пенсионный возраст», – и попросит – не у президента или премьера, а у граждан: «Голосуйте за нас».

Я уверен, что найдется, кому проголосовать.

..............