Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
0 комментариевМихаил Соломатин: Россия и ее братья
Ющенко вел Украину если и не верным, то строгим курсом, Янукович же двинулся во все стороны разом, да так ловко, что скоро, кажется, Москва с Брюсселем начнут хором скандировать: «Спасибо жителям Донбасса за президента-п...раса».
Разумеется, приговор Печерского суда Киева может быть пересмотрен, особенно если Верховная рада примет законопроект, снимающий уголовную ответственность за совершение экономических преступлений. На эту возможность очень активно намекает Янукович. Наблюдатели сейчас в легком остолбенении ждут развития событий, и это не лучшее время для прогнозов. Однако вне зависимости от дальнейших решений по делу Тимошенко совершенно ясно, что Киев запутался в собственных интригах. Очевидно, что так будет и дальше и что в Москве и Брюсселе еще не раз помянут Януковича добрым тихим словом. Гораздо интереснее другое: эта ситуация совершенно закономерна, ее несложно было предсказать.
В январе 2010 года я написал в своем блоге, что зависимость Украины от российской политики, как это ни странно, гораздо лучше будет обеспечена при Тимошенко, чем при Януковиче. Тогда мне мало кто поверил, теперь же, как несложно догадаться, я еще больше укрепился в той своей мысли.
Я говорил, в частности, что Януковичу не нужна будет поддержка Москвы, более того, ему понадобится доказать своей стране, что он стал президентом всей Украины, а не только ее юго-восточной части. При этом и Кремль со своей стороны не сможет оказывать политическую (не говоря уж об экономической) поддержку Крыму и Донбассу, когда те будут выступать «на общих правах» с остальными регионами Украины, а не в качестве противовеса режиму Ющенко.
Сейчас много говорят о прагматизме в политике. Однако этот прагматизм понимается очень прямо, как что-то вроде «дружба дружбой, а табачок врозь», как умение пренебречь дружбой, когда она мешает, например, установлению оптимальных цен на газ. При этом само понятие «дружбы» остается в политическом поле. Наше государство и общество никак не могут отказаться от привычки считать «общее прошлое» с соседями своего рода капиталом, который в конечном итоге можно будет так или иначе обналичить. Увы, ни «общее прошлое», ни «дружба народов», ни «братство» не конвертируются в политические выгоды.
Метания Януковича между полюсами силы перешли в фазу хаоса, и теперь политика Украины своей осмысленностью мало отличается от трепыхания рыбы, попавшей на крючок. Все ориентиры, как внешнеполитические, так и внутриполитические, сбиты, где Запад, где Россия, где Горловка, а где Волынь – не разобрать, и в этой ситуации идиотская кричалка про жителей Донбасса действительно в равной степени подходит всем, даже жителям Донбасса. Понятно, что такая ситуация не нужна никому.
Но нынешние проблемы Украины (и проблемы с Украиной) не упираются в Януковича, они имеют структурный характер и заложены в саму «конструкцию» украинской государственности. Двойственность Украины, о которой много говорили после эпопеи с президентскими выборами 2004 года, проявляется не только в фактическом разделении страны на две части, но и в том, что при такой поляризации ни один политик не может отказаться от использования средств России или Запада в качестве политического «плеча». Пренебрегший такой поддержкой просто не будет конкурентоспособен. Украине как суверенному государству требуются свои политики, но таких нет, все они вынуждены становиться пророссийскими либо прозападными. В итоге Украину «трясет» между двумя полюсами, она превращается в постоянный источник стресса и для себя, и для окружающих. Страну «клинит», и она теряет время на развитие. Те, кто включает ее в свои планы, тоже теряют – время и деньги.
Для самой Украины из этой ситуации выхода пока не видно (разве что раздел страны), но чем бы там ни кончилось, России уж точно следует отходить от поддержки «своих» и вообще от деления на «своих» и «чужих». И в отношениях с Януковичем, и с Лукашенко, и со всеми остальными. Так будет спокойнее. Зачем называть «другом» и «братом» того, у кого нет с тобой общих интересов? А если они есть и тебе предлагают выгодное сотрудничество, тогда к чему вся эта лирика?
А «общее прошлое» и «дружба народов» никуда не денутся. Просто не надо их использовать как аргумент в экономике и политике, и тогда они обязательно проявятся.