Сейчас, когда очертания международного порядка в Европе определяются на полях сражений, стабильность на юго-восточном направлении требует от Москвы инициативы и терпения.
2 комментарияМаксим Соколов: Еврей и копипастер
В повести Юза Алешковского «Николай Николаевич» сосед героя по коммуналке, парикмахер Аркан Иванович Жаме, живо изучал международную жизнь.
«По утрянке выбегает на кухню с газетами и вслух политику хавает – Латинская Америка бурлит, Греция бурлит, Индонезия бурлит. А сам дрожит от такого бурления, вот-вот кончит, сукоедина мизерная. Кризис мировой капиталистической системы, слышите, Николай!»
Схлопнется Израиль – и превосходные исламские демократии выстроятся дугой от Босфора до Гибралтара
Уголовное прошлое героя не вполне способствовало ему в утонченности слога. Ту же мысль можно было бы выразить иначе. Например, на манер Псалмопевца: «Зачем мятутся народы, и князья замышляют тщетное?», но по существу Николай был во многом прав. Эта его правота делается особенно наглядной при изучении реакции блогосферы на события в Северной Африке, в особенности в Египте.
Знаменитый в блогосфере копиист и рекламист, в основном промышляющий скрытой рекламой дорогостоящих предметов роскоши, но и гражданских чувств не чуждый, под заголовком «Хосни засиделся» разместил в Интернете картинки, показывающие героическую борьбу египетского народа против многолетнего диктатора Мубарака. Целевая аудитория отреагировала предсказуемо радостным образом. Изъявила светлую зависть к египтянам, таки дождавшимся звезды пленительного счастья, и надежду на то, что сказанная звезда скоро взойдет и у нас.
Казалось бы, обладателю норвежского паспорта отчего и не возбуждать россиян мечтаниями, коли те возбуждаются. Даже если в процессе смятения народов звезда пленительного счастья, взошедшая над Египтом, в том же виде взойдет и над Россией, при правильном паспорте можно не опасаться сопутствующих неудобств. Над Норвегией если тоже взойдет, то, скорее всего, гораздо позже.
Все так, но не следует забывать о рекламе и копипастинге, ведь они дают средства к жизни. Поставим между тем вопрос: «Многие ли рекламодатели выделят сегодня хоть копейку на размещение среди египетской аудитории джинсы про новые модели БМВ, гаджеты фирмы «Эппл» и швейцарские часы с турбийоном?» Ответ будет строго отрицательным, поскольку среди рекламодателей идиотов гораздо меньше, нежели среди блогеров и хипстеров. Само собой понятно, что при звезде пленительного счастья рекламные деньги будут выброшены на ветер, поэтому размещение прекратится, а бывшему преуспевающему размещателю останется лишь утешать себя гражданственными доводами, которые на хлеб не намажешь.
В принципе, наряду с гражданственностью возможен и иной ответ на доводы меркантильного характера. Летом 1998 г., когда посредством «рельсовой войны» смелые Б. А. Березовский, В. А. Гусинский и примкнувший к ним М. Б. Ходорковский вовсю валили и так еле державшееся правительство и еле державшийся рубль (в августе и повалили), ныне покойный Е. Т. Гайдар пытался кротко увещевать ныне беглого В. А. Гусинского.
Он указывал ему, что владея ретейловым «Мост-банком», а равно и телекомпанией НТВ, для которой насущны рекламные доходы, было бы неосмотрительно с таким усердием призывать финансовый и политический обвал. Ведь в этом случае «Мост» заведомо крахнет, а рекламы на НТВ будет заведомо ноль. На это горделивый Владимир Александрович отвечал: «Победитель получает все».
После 17 августа горделивости там наблюдалось меньше, олигархи выглядели как нашкодившие коты, и от убежденности в том, что сейчас их будут бить и, возможно, даже ногами, вели себя тише воды, ниже травы. Потом, уверившись в человеколюбии властей, снова взбодрились, и окончательно их упромыслил лишь В. В. Путин, вовсе лишенный человеколюбия, но это уже другая история.
Впрочем, к заграничным копиистам вряд ли может быть приложена логика горделивого Владимира Александровича, поскольку копиисты-то не будут победителями ни при какой погоде. Скорее всего, тут просто отсутствие ума, выражающееся в неспособности просчитать первые и самые очевидные последствия возможного успеха собственной пропаганды.
Впрочем, что копиисты, когда большой энтузиазм по поводу нынешнего североафриканского эффекта домино можно было встретить у всемирноученого еврея-профессора, искренне радовавшегося тому, как жизнь показала неизбежность падения диктатур.
Жизнь, она вообще многое показывает. Раньше она показывала, что среди ветхого Израиля распространен принцип, изложенный купринским Сашкой. «Мы, евреи, мы такой народ, мы любим родственников». Теперь в рамках любви к демократии этот принцип явно отвергнут. Падение диктатур – в особенности в 90-миллионном Египте – может так проехаться по хребтам родственников, живущих в Святой Земле, что радоваться тут уже совершенно нечему.
Израиль, более тридцати лет имевший на своих западных границах нейтрального и довольно миролюбивого соседа, мог считать себя в относительной безопасности, когда главный людской и военный ресурс арабского мира утратил охоту воевать. При Г. А. Насере, открытым текстом изъявлявшем желание сбросить евреев в море, такая охота была, и евреям жилось в Святой Земле много менее спокойно.
Вырисовывающийся сейчас вариант исламистского Египта и исламистской Северной Африки (что будет с Иорданией и Сирией, тоже не слишком понятно) означает крайнее – как бы не катастрофическое – ухудшение геополитических позиций Израиля. В котором мало того что живут родственники, которых следует любить. Но который еще и является единственным худо-бедно демократическим государством в регионе – а ведь именно любовью к демократии клянутся все пинающие Мубарака. Схлопнется Израиль – и превосходные исламские демократии выстроятся дугой от Босфора до Гибралтара. Прямо как в XVI веке, во времена Сервантеса.
Копипастер, неустанно вызывающий духов, которые уничтожат его цветущий гешефт, и еврей-профессор, видящий одно только посрамление авторитаризма там, где речь идет о страшной опасности для еврейского государства, – это тот самый богато одаренный умом новый креативный класс, который, согласно учению ИНСОР, заменив с ходом времени ветхих русских, включит Россию в число цивилизованных стран и обеспечит модернизацию. Железный конь идет на смену крестьянской лошадке.