Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

0 комментариев
Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
21 июня 2010, 14:00 • Авторские колонки

Павел Данилин: Даешь молодежь!

Павел Данилин: Даешь молодежь!

Коммунисты на днях собирались митинговать против того, что власти, дескать, совсем запустили молодежь и не занимаются ее воспитанием. Как всегда, КПРФ села в лужу.

За пять лет, прошедших с начала реализации руководством страны молодежных проектов, только слепой не увидит того, какие разительные перемены произошли и насколько широкие возможности по реализации себя в политике имеют молодые люди.

Провластные молодежные структуры способны не только задавить массой, но и предъявить сильных, самостоятельных личностей

Что же касается самих коммунистов, то я хочу напомнить, что именно КПРФ в лице ее замшелых и престарелых лидеров вытоптала и разогнала всю молодежь левого толка. Попытка «омоложения» партии, предпринятая в 2003 году, провалилась, даже не начавшись. Тогда в КПРФ пришел Илья Пономарев* с командой (наиболее ярким представителем которой был Ярослав Греков). Они принесли красным целый букет новых идей, которые были благополучно похоронены. Старые коммунисты увидели в молодежи конкурентов и постарались от них избавиться. Единственная память о работе Пономарева в КПРФ – партийный сайт. Как он был создан командой Ильи семь лет назад, так и работает с тех пор без редизайна, без существенных перемен в рубрикаторе, без перехода на новый движок. Что еще раз подчеркивает, насколько «современной» является компартия. Проще говоря, партия умирает физически.

О вымирании красного актива говорили еще в начале 2000-х годов. Своих пиковых значений в 600 тысяч членов КПРФ достигла в 1996 году, когда многие делали ставку на победу Геннадия Зюганова в ходе президентской гонки. Сами коммунисты тогда заявляли о 750 и даже о 800 тысячах сторонников. Через несколько лет их численность сократилась до 200 тысяч. По данным Федеральной регистрационной службы, после перерегистрации партия показала численность чуть больше 180 тысяч членов. Сейчас это число продолжает сокращаться и составляет около 160 тысяч человек.

На каждом съезде, на каждой партийной конференции коммунисты стенают, что у них проблема с молодежью, что надо омолаживать ряды, привлекая в партию юных и активных. Однако в реальности молодежь выметается из партии после каждой чистки и охоты на ведьм, которые проходят в КПРФ с пугающей регулярностью. В результате очередного такого очищения из московского отделения компартии был вышвырнут молодой активист Петр Милосердов. Его вычистили под надуманным предлогом борьбы с неотроцкистами, поскольку Милосердов создавал угрозу уютному мирку московских коммунистов своей довольно жесткой позицией по национальному вопросу. И это не уникальный случай. Более того, это, скорее, норма для зюгановской организации, которая, как иногда кажется, намертво закостенела с самого момента своего создания в 1993 году. Молодые люди все это видят и все прекрасно понимают. Потому-то и нет на митингах КПРФ красной молодежи. Нет и не будет.

А вот на той поляне, где действовала власть, за пять лет ландшафт изменился до неузнаваемости. И мне, автору первой книги о молодежной политике в новой России, это видно лучше многих. Пять лет назад я написал, а издательство «Европа» выпустило книгу «Новая молодежная политика 2003–2005». В этой книге я подверг анализу существовавшие на тот момент молодежные организации. В основном, это были клубы по интересам, группирующиеся вокруг широко известных в узких кругах личностей. Посерьезнее – СКМ, АКМ, «Молодежное Яблоко» и «Оборона». Помельче – «Молодежная Родина», «УРА», «Да», «Мы», прочие однодневки и виртуальные структуры. Из крупняка мое внимание привлекла НБП, в то время стремившаяся легализоваться как партия. Была в книге и глава, посвященная молодежным прокремлевским проектам. «Наши», «Россия молодая» и ВАЛ (кто сейчас помнит эту аббревиатуру). На задворках книги. Так было пять лет назад.

А что же сейчас? АКМ и СКМ – прибежища стареющих любителей пива. Где «Молодежная Родина»? Кто что-то слышал об «Обороне»? От когда-то активного «Молодежного Яблока» остался один только бывший его лидер Илья Яшин, который с вечной приставкой «молодой политик» вынужден бегать на подхвате у Каспарова и Немцова. Какие там «Мы», «Да», «Ну» и «Гну»? Где там НБП? Сколько от него человек осталось? 200 или 400?

Любой честный и добросовестный исследователь молодежной политики в современной России, возьмись он за перо, будет писать сейчас отнюдь не об этих призраках прошлого. Все его внимание будет сконцентрировано на лояльных Кремлю молодежных структурах – на «Молодой Гвардии» и «Наших». Он будет рассказывать о «России молодой», о «Местных». Ему придется разобраться с тем, что произошло с «Новыми людьми» и «Нашей страной». Даже неудача с созданием движения ВАЛа (Всероссийской альтерглобалистской лиги) для него будет намного более интересной, чем потуги всех существующих на сегодня молодежных оппозиционных движений!

О вымирании красного актива говорили еще в начале 2000-х годов (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД)

О вымирании красного актива говорили еще в начале 2000-х годов (фото: Эвелина Гигуль/ВЗГЛЯД)

Скажу больше: для того чтобы сейчас банально перечислить эти молодежные оппозиционные движения, надо быть очень большим специалистом и выискивать их чуть ли не под микроскопом. Действительно, не будем же мы считать несогласных молодежным движением? Перечница Алексеева и старичок-бодрячок Лимонов – они каким боком к молодежи относятся? Да и любитель матрасов Шендерович – тоже парубок не первой свежести. Актив, присутствующий на Триумфальной, язык не повернется назвать молодым. Впрочем, сколько там этого актива? Столько же, сколько нацболов? То есть 200 или 400?

Молодежные организации, лояльные действующей власти, выводят на улицы городов десятки тысяч человек. Такие мероприятия устраивали «Молодая Гвардия», «Наши» и однажды – движение «Местные». Чуть меньше может вывести на площади «Россия молодая», актив которой, впрочем, отличается особенно высокой степенью мобилизации. Собственно, озвучив эти цифры, вполне можно было бы ставить точку. Никакая даже «взрослая» оппозиция мобилизовать столько людей не способна.

Но ведь дело не только в том, как вывести на улицу больше народу, хотя это, безусловно, важнейший показатель силы и организационного мастерства движения и его лидеров. Тот, кто владеет улицей, управляет и общественным мнением. Но, повторюсь, дело не только в этом. Провластные молодежные структуры способны не только задавить массой, но и предъявить сильных, самостоятельных личностей.

Из рядов «Молодой Гвардии» вышло три сенатора (один из них – Андрей Турчак уже стал губернатором Псковской области), несколько депутатов Государственной думы, несколько мэров городов, десятки депутатов региональных парламентов и тысячи депутатов органов местного самоуправления. Я не преувеличиваю – только в октябре 2009 года депутатами от «Молодой Гвардии» в органах МСУ стало несколько сот человек. Недавно молодогвардейка возглавила региональный исполком «Единой России» во Пскове. Члены «Молодой Гвардии» массово представлены в кадровом резерве партии, а ряд из них входят в президентский кадровый резерв.

С остальными организациями ситуация схожая. Движение «Наши» направило во власть Василия Якеменко, ставшего главой федерального агентства, депутатов Госдумы (один из которых – Сергей Белоконев – возглавил Смоленское региональное отделение партии «Единая Россия»). «Россия Молодая» также имеет свое представительство в Госдуме. Есть депутаты, особенно в Московской области, и у «Местных».

Постоянно происходит омоложение «Единой России» недавно заместителем главы Исполкома партии и руководителем политического департамента стал культуролог Алексей Чадаев, который хотя и не входил ни в одно молодежное объединение, приложил в свое время массу усилий для формирования их идеологии, а также работал с молодежной тематикой на федеральном уровне.

Через молодежные объединения, лояльные власти, прошли сотни тысяч молодых людей. Многие из них приобрели бесценный опыт участия в политике, организаторские навыки. Пусть не все они решили продолжать свою партийную карьеру. Этого и не нужно. Заряд патриотизма, любви к Отечеству, воспитание здоровой государственности и понимание гражданской ответственности – вот то, что вынес каждый из своего молодежного политического опыта.

Все это набросок для будущей книги, которая еще ждет своего автора.

Что же до меня, то в последние пять лет я самым активным образом участвовал в деятельности всех прокремлевских молодежных структур и с уверенностью могу сказать, что молодежный проект, который предложил и активно проводил в жизнь первый заместитель руководителя администрации президента Владислав Сурков, выполнил и продолжает выполнять возложенные на него задачи. Улица наша, о революции никто и не вспоминает, оппозиция мелко крестится при одном упоминании о «Молодой Гвардии», «Румоле» или «Наших», молодые люди получают хороший опыт и идеологическую закалку – все это результат новой молодежной политики. Внимание, которое оказывают молодежным организациям президент России Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин, – лучшее доказательство того, что путь избран верный. Отлично иллюстрирует успех лояльных молодежек и тот факт, что они есть. А их соперников уже давно нет.

Так что, с наступающим Днем молодежи!

P.S. Безусловно, в этой бравурной статье законы жанра не позволили мне раскрыть собственный опыт участия в молодежной политике или описать реально существующие проблемы провластных молодежных структур. Поэтому в следующей части я как раз и расскажу о том, что сейчас волнует молодежных активистов (например, о практикуемых «Единой Россией» праймериз), и о том, как моя деятельность в «Молодой Гвардии» помогала мне укреплять дух здорового национализма в этой организации.

* Признан(а) в РФ иностранным агентом

..............