Игорь Мальцев Игорь Мальцев «Орешник» cпровоцировал отрицание, гнев и торг

Когда после радостного улюлюкания медиа Европы по поводу начала обстрелов ракетами типа ATACAMS вглубь российской территории в ответ прилетело что-то непонятное и очень быстрое, наступила информационная тишина. Будем считать это началом фазы «отрицание».

2 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Почему именно Венгрия стала «другой Европой»

Ирония в том, что на смену проекту Европы от Лиссабона до Владивостока, который был призван укрепить именно западную картину мира, может прийти проект Евразии от Владивостока до Будапешта (пока только до Будапешта), в котором центр тяжести будет смещен далеко на восток.

3 комментария
Тимур Шафир Тимур Шафир Голливудский протест против Трампа оказался спектаклем

Том Хэнкс объявил о своем решении покинуть США после победы Дональда Трампа. Этот политический жест подчеркивал несогласие актера с новым руководством страны. Однако уже через два дня после отъезда Хэнкс вернулся в Штаты, объяснив это фразой: «Хлопать дверью – не в моих правилах».

16 комментариев
15 июня 2010, 16:00 • Авторские колонки

Максим Кононенко: Социальная смерть

Максим Кононенко: Социальная смерть

Президент компании «Амедиа» Александр Акопов призвал к закрытию социальной сети «В Контакте». Несмотря на то, что компания «Амедиа» делает самые плохие телесериалы в мире, я с Александром Акоповым, в общем, согласен.

Хотя вовсе не потому, почему вы могли бы подумать. Акопов называет «В Контакте» крупнейшей пиратской сетью, но в моем узком сознании никак не укладывается мысль о том, что кто-то может пиратским образом распространять то, простите, говно, которое выпускает «Амедиа». Мой персональный гражданский протест против социальных сетей имеет иную природу.

Когда к владельцам социальной сети приходят какие-нибудь борцы с детской порнографией, пиратством или рецептами изготовления атомной бомбы, владельцы социальной сети вдруг делают невинные глаза

Когда-то давным-давно, когда не было не только компании «Амедиа», но даже и ICQ, русский интернет-бизнес в общем случае выглядел так: надо было создать супермегапортал и, вступив в сговор с провайдером, поставить его домашней страницей для всех вновь подключившихся.

Суть супермегапортала была проста, как барабан Петра Налича. Надо было дать пользователю такой сайт, который бы удовлетворил все его ранне-интернетные потребности. А именно: курс валют, погоду, телепрограмму, последние новости, последние анекдоты, последние голые телки и последние «прикольные фотки». Получив все это в рамках одного сайта, пользователю уже совершенно ни к чему было идти куда-то еще. То есть вся реклама, которую пользователь видел при своем подключении к Интернету, в идеале показывалась на супермегапортале. Наверное, самым главным из таких порталов, по уровню качества аналогичным продукции компании «Амедиа», назывался «Инфоарт».

Однако порталы не выжили. Во-первых, для содержания сайта с большим количеством разнородной информации нужно было иметь в штате много людей. А люди - это ресурс дорогой. А во-вторых, специализированные сайты выполняли свои функции значительно лучше. И очень скоро пользователь стирал супермегапорталы из настроек своего браузера, а за анекдотами начинал ходить на анекдот.ру, так же как за приколами и голыми телками на какой-нибудь пупсик.ру. И бизнес-модель умерла.

Конечно, общие принципы этой бизнес-модели остались и применяются сейчас всеми крупными интернет-компаниями без исключения. Только теперь строится не один супермегапортал, а множество связанных с собой сервисов. Яндекс строит их вокруг поиска, Мэйл.ру строит их вокруг почты. А Гугл, например, строит их и вокруг поиска, и вокруг почты. Но все же пользователь волен сам выбирать, каким именно сервисом он будет пользоваться.

И, казалось бы, демократия восторжествовала. Как вдруг несколько лет назад появились социальные сети.

Александр Акопов хочет добиться закрытия «В Контакте»  (фото ИТАР-ТАСС)

Александр Акопов хочет добиться закрытия «В Контакте» (фото ИТАР-ТАСС)

Что такое современная социальная сеть? Это, по сути, Интернет внутри Интернета. Это некая закрытая сущность, внутри которой пользователю предоставляются все те же сервисы, которые есть и снаружи этой сущности - сообщения, публикация фотографий, игры, сообщества и рассылки. И главная задача социальной сети - сделать так, чтобы пользователь никуда из нее не ушел. Чтобы у пользователя не возникло никаких потребностей, которые не могли бы быть немедленно удовлетворены в рамках социальной сети. Ничего не напоминает? Это те же супермегапорталы. С той же самой бизнес-задачей  - чтобы вся реклама, которую увидит пользователь, была показана нами.

Именно поэтому владельцы социальных сетей закрывают глаза на детскую порнографию, на пиратские фильмы (давайте все же будем говорить о фильмах, а не о том, что выпускает «Амедиа»), на пиратскую музыку и много чего другого пиратского, порнографического, экстремистского и террористического. Потому что все потребности пользователя должны быть удовлетворены. И если пользователь хочет смотреть детскую порнографию, то, значит, надо дать ему эту детскую порнографию и повесить на нее нашу рекламу. Только бы он не ушел в поисках этой самой порнографии на сторону.

В общем, ничего дурного в самой этой бизнес-модели нет - каждый зарабатывает как хочет. Но социальная сеть закрыта - узнать, что там, внутри, может только член этой социальной сети. И в этих условиях за деятельность пользователей социальной сети отвечают уже владельцы этой социальной сети. В то время как за действия пользователей Интернета отвечают сами пользователи Интернета, ибо у Интернета хозяина нет.

И вот когда к владельцам социальной сети приходят какие-нибудь борцы с детской порнографией, пиратством или рецептами изготовления атомной бомбы, владельцы социальной сети вдруг делают невинные глаза и отвечают: А мы чо? Мы ничо! Это - они! И показывают на своих пользователей. Это, разумеется, лицемерие и подлость. Потому что, как я уже показал выше, владельцы социальной сети ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ в том, чтобы пользователи имели внутри социальной сети все, что они хотят там иметь.

Кроме этой очевидной социально-правовой проблемы есть и еще одна, дарвинистская. Сеть внутри сети - конструкция иерархическая. То есть как социальная сеть является сетью внутри Интернета, так и внутри самой социальной сети возникают меньшие сети - группы, коммьюнити, списки друзей. Эти мини-сети сформированы уже по интересам - например, общество любителей той же самой детской порнографии (я почему ее поминаю все время - потому, что в сети «В Контакте» этой детской порнографии мегатонны, при этом ее оттуда никто не выпиливает). Или, скажем, общество любителей кошечек (что даже хуже, чем детская порнография). Дальше - больше. Внутри групп по интересам возникают группировки. Назовем их микро-сети. Например, в ЖЖ-коммьюнити «ру_политикс» есть группировки диких революционеров, есть группировки диких эволюционеров, есть оппозиция, есть прокремлевские. И все они защищают свои стаи, ожесточенно схватываясь с другими стаями в рамках одного коммьюнити.

Внутри группировок есть внутривидовая борьба. Дикие революционеры устраивают между собой такие разборки, что ни одному сценаристу «Амедиа» в голову никогда не придут. Грызут друг друга и прокремлевские. Подсиживают, топочут по головам, бьются за посты.

И если продолжать углубляться в эту иерархию («дотрахиваться до матраса», как говорит Виктор Анатольевич Шендерович), то рано или поздно мы придем к сети даже не из двух человек, нет. Семья как сеть - это банально.

Нет, один человек - тоже сеть. Один человек за компьютером, находящийся в состоянии сложной борьбы с самим собой. Загляните в любой блог, а в особенности - в любой микроблог. Такое ощущение, что наша планета населена одними пациентами врачей психиатрической специальности. Одна часть меня хочет в «Маяк» и «Джон Донн», другая часть хочет окуклиться, третья часть - творить, четвертая - секса. Части вступают в конфликты между собой, грызутся, подсиживают, топочут по головам.

А потом, видимо, в одной из частей «Маяк» начнет биться с «Джон Донном», а в другой поспорят между собой виды секса.

И уже буквально через несколько лет простой земной человек превратится в некий аморфный кисель, как в рассказе Стивена Кинга «Серая дрянь». И составные части этого киселя будут продолжать борьбу между собой. До самого до полного и окончательного матраса.

И виновата в этом будет, в том числе, и социальная сеть «В Контакте».

И именно поэтому ее (как и все остальные социальные сети) надо закрыть.

..............