Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
23 июня 2009, 15:30 • Авторские колонки

Виталий Иванов: Народ и толпа

Виталий Иванов: Народ и толпа

Обсуждение любых выборов, а тем более любых выборов, итоги которых ставят под сомнение, непременно сопровождается рассуждениями о народе, его воле, его правах и пр.

Иранские президентские выборы в этом отношении исключением, естественно, не стали. Теперь только и разговоров про иранский народ и про то, как он борется за свою «свободу».

Бывают случаи, когда выборы полностью фальсифицируются – когда победителем объявляется проигравший (мы такое не раз видели на губернаторских и мэрских выборах)

С конституционно-правовой точки зрения народ есть совокупность всех граждан, а если точнее, то всех граждан, имеющих избирательные права. То есть это либо нация, либо электорат. Нация субъектна, да. Электорат тоже. Но эта субъектность, во-первых, если угодно, дисперсная, во-вторых, может быть проявлена и проявляется лишь по особым поводам и в соответствующем порядке. Например, на выборах.

Совершенно ясно, что никакая толпа, сколь бы многочисленной она ни была, народом называться не может. Она есть некая часть народа, но часть не может претендовать на субъектность целого. Поэтому любое объявление толпы народом – откровенный обман.

Естественно, здесь не имеет значения то, насколько оправданы требования толпы. Толпа может быть правой, точнее, может выступать под правильными, справедливыми, разумными лозунгами (хотя такое случается крайне редко). Но никакая правота не может сделать часть целым, а толпу – народом.

Они не творят историю, они ее удобряют (фото: Reuters)
Они не творят историю, они ее удобряют (фото: Reuters)

Бывают случаи, когда выборы полностью фальсифицируются – когда победителем объявляется проигравший (мы такое не раз видели на губернаторских и мэрских выборах). Некая толпа может против этого протестовать, но ее протест будет лишь протестом толпы. Не народным. Народ сможет сказать свое слово только на новых выборах – если толпа их добьется. Однако это превращает толпу в «представителя народа». Представительство невозможно без, как минимум, согласия представляемого, выраженного ясно и недвусмысленно. Толпа никогда ничьего согласия не спрашивает. Это не говоря о том, что народ вправе уполномочить выступать от своего имени только через выборы и никак больше.

Вот что мы видим в Иране? Треть населения, треть народа проголосовала на выборах за оппозиционного кандидата Мусави. Некая часть «мусавистов» остро переживает поражение, возмущается и бузит. Почему они – народ? А как же те две трети, которые проголосовали за действующего президента Ахмадинежада? Они – не народ?

На это обычно отвечают, что их («ахмадинежадовцев») якобы не две трети, результаты выборов фальсифицированы и т. д. Допустим, что власть действительно пошла на фальсификации. Хотя ни один специалист по Ирану нипочем не усомнится, что за Ахмадинежада голосовала как минимум половина электората. Если и были какие-то вбросы, они не могли принципиально повлиять на итоги. И в любом случае, ссылки на фальсификации не объясняют, почему из народа можно кого-то выписывать.

Понятно, что для либералов (каковых среди наших журналистов и политологов, увы, еще довольного много) народ – это лишь те, кто голосует за либералов и «либералообразных», а все остальные – быдло. Про тех же избирателей Ахмадинежада в эти дни было сказано много поносного. И темные они, и нищие, и злые, и вообще отсталые. Это про десятки миллионов граждан. Мне в этой связи одно непонятно: как люди с такими взглядами смеют называть себя еще и демократами?

И последнее. Толпа – орудие, инструмент. Ее по общему правилу выводят на улицы и площади, ею управляют, ее натравливают. Даже если изначально толпу не организовывали и не выводили, даже если некий протест возник стихийно, его непременно стараются организовать и использовать. И если протест не угаснет сразу, то он непременно будет организован и использован. Это не перечеркивает стихийность, та может проявиться и легко сработать против верховодов, вопреки их планам. Тут уместно сравнение с кипящим котлом. Любой, особенно если зазевается, может обвариться паром. Даже опытный кухарь. Но это не повод считать котел чем-то большим, нежели сосудом для кипячения и приготовления пищи. Я это к тому, что не надо вообще переоценивать тех же тегеранских студентиков и пр., не важно, осознают они или нет, что их пользует даже не Мусави, а его спонсор аятолла Хашеми Рафсанджани (тот еще либерал, кстати!). Как в свое время не надо было переживать по поводу киевских «майданутых» и пр. Они не творят историю, они ее удобряют.

..............