Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

4 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

9 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Таро – это попытка попасть в духовный мир с черного хода

Попытки залезть в духовный мир с черного хода, узнать будущее, которое принадлежит только Богу – это акт неверия. Хуже того, такие попытки открывают человека для воздействия падших духов. А с чисто мирской точки зрения тарология – это торговля услугами, которые заведомо не могут быть оказаны.

23 комментария
6 июля 2008, 11:00 • Авторские колонки

Игорь Манцов: Темно и непрозрачно

Игорь Манцов: Темно и непрозрачно

Полчища аналитиков отслеживают движение финансового капитала. Но куда занимательнее превращения капитала символического. Соответствующие отделы, уверен, рано или поздно появятся во всякой уважающей себя периодике.

Ну например. Есть такая безупречная человеческая порода – «отечественные ученые». На их счету множество славных дел. Однако при личной встрече с профанами научные труды не предъявишь. Тем более что иные труды засекречены. Как быть, как все-таки произвести впечатление?

Поэт обычно становится в позу и читает вирши. Бард хватается за гитару и, с позволения сказать, скулит. Рокер, напротив, властно хватает тебя за грудки и требует немедленно полюбить «русский рок». После чего, о ужас, тоже хватается за гитару.

Живописец тычет в морду альбом с репродукциями своей мазни, бизнесмен победительно и густо мажет твой бутерброд черной икрой, но что же делать ученому, который, что называется, тоже пахал как папа Карло?!

Грубо говоря, едва народ насытится – ему захочется поговорить. А только поговорить народу и не о чем, и нечем

Так уж сложилось, судьба неоднократно сводила меня с выпускниками и выпускницами мехмата МГУ, этой, как принято считать, кузницы интеллектуальных кадров. После третьей рюмки все они начинают вспоминать, как, не выдержав повышенных требований, выбрасывались из окон те или иные студенты-первокурсники. В подтексте: «Я-то, как видите, выдержал!» В смысле не полетел.

Что же, можно и так. На войне как на войне. Я бы даже зауважал. Когда бы горделивые воспоминания о полетах неудачников заканчивались где-нибудь после четвертой. Но, кажется, они не заканчиваются до самого конца возлияний. Особенно если мехматовцев несколько.

Или другая порода – «голосистый соловей». Рекламируя свой англоязычный альбом, певица Валерия везде и всюду повторяет, что не любит, не ценит певицу Мадонну, не интересуется ее творчеством. Если кто не в курсе, с Мадонной Валерию теперь упорно сравнивают журналисты. Кажется, дело дошло до того, что Валерия высказывается в этом роде, даже если ее про бойкую американку не спрашивают.

Я вот не поклонник Мадонны, мне скорее нравится Кайли Миноуг, да и то 15-летней давности. Однако по сравнению с певицей Мадонной певица Валерия, как бы это покорректнее выразиться, простовата. И если бы Валерия все-таки признавала отдельные достоинства Мадонны, если бы публично не фыркала, это говорило бы в пользу самой Валерии. А так...

Рекламируя свой англоязычный альбом, певица Валерия везде и всюду повторяет, что не любит, не ценит певицу Мадонну (фото: Артём Коротаев/ВЗГЛЯД)
Рекламируя свой англоязычный альбом, певица Валерия везде и всюду повторяет, что не любит, не ценит певицу Мадонну (фото: Артём Коротаев/ВЗГЛЯД)
Только на первый взгляд с поведением певицы Валерии сходно поведение режиссера Бекмамбетова. В недавней передаче Владимира Соловьева «Воскресный вечер» режиссер заявил, отреагировав на фразу коллеги Прошкина: «В России Вуди Алленов полным-полно!»

Прошкин, уточню, говорил о художниках типа Вуди Аллена как о необходимом элементе развитой кинокультуры.

Если томные глаза Валерии выдают тайную зависть, то жесткие глаза Бекмамбетова сигнализируют о полном непонимании специфики и масштаба. Он даже повторился: «Говорю же, Вуди Алленов у нас полно. То бишь режиссеров с фестивальными призами». В смысле – ну и зачем они нам?!

Где Бекмамбетов нашел у нас «полным-полно» режиссеров с более-менее серьезными фестивальными призами, мне неведомо. Дело, однако, даже не в этом. Валерия хотя бы втайне считает Мадонну конкуренткой. Бекмамбетов, судя по его выступлению у Соловьева, полагает всех этих Вуди Алленов бесполезной фауной, закономерно вымирающим видом.

Насколько же безжалостен ураган «Бабло»! Сносит иные крыши на раз.

А если случаются еще и циклон «Бюджет» с тайфуном «Кассовые сборы», начинает рушиться даже фундамент.

Третий участник беседы, Даниил Дондурей, обмолвился: психоз публики и сопутствующие сборы не показатель, зачастую спрос определяется слишком навязчивым предложением.

Дондурей намекнул: наше телевидение внушает зрителю, что господство в эфире и прокате всяческой попсы – историческая неизбежность.

Однако трезвые замечания Даниила Дондурея также вызвали у Бекмамбетова горячий внутренний протест. Режиссер сверкнул очами и озвучил несогласие, дескать, считается – и правильно считается, что предложение определяется спросом, а не наоборот.

Ну, то есть Бекмамбетов искренне полагает: тонкие «фестивальные картины» мало кому нужны; народ, как водится, голосует сердцем исключительно за комиксы-стрелялки.

Неужели Бекмамбетов не догадывается, насколько серьезно трудятся над продвижением его «блокбастеров» его же друзья-продюсеры с Первого канала?!

Корпоративная солидарность – дело понятное и где-то даже неплохое. То есть пускай стараются, продвигают. Желаю картине «Особо опасен» рекордных сборов, тем более что с придыханием отношусь к такому высококультурному явлению, как американский комикс. Но когда человек, которого, хвала небесам, подпустили к высококультурному американскому комиксу, начинает «авторитетно» городить огород, по недомыслию путая репу с бузиной и опуская другое высококультурное явление – городскую комедию нравов в духе Вуди Аллена, мне становится не по себе.

Бабло баблом, но пора бы и честь знать.

Кстати, никаких Вуди Алленов у нас не было и нет, ибо отсутствует развитая городская культура, на которой Вуди Аллен и ему подобные утонченные мастера искусств в хорошем смысле паразитируют.

Это мое наблюдение перекликается с заветной идеей широко известного в узких кругах Вячеслава Глазычева: «Несмотря на привычность употребления слова «город», города у нас существуют преимущественно как надписи на картах и строки в статистических сводках. В России не было и нет городов, если под городом понимать прежде всего социальную организованность граждан».

Глазычев полагает, что наши так называемые города всегда были и по сию пору остаются слободами.

Единственный российский кинематографист, который это чувствует и потому неизменно добивается успеха, – продюсер Сергей Сельянов. Еще в начале 80-х Сельянов со товарищи снял в Туле подпольную полнометражную картину «День ангела», значение которой с годами только возрастает.

В этом фильме словно отменяются наработки послевоенного советского кино, которое, за редчайшими исключениями вроде Муратовой, представляет собой некритически выполненную кальку с западного кинематографа. Аутентичный западный Город действительно существует, и он если не всегда симпатичен, то неизменно обаятелен. Советская интеллигенция повелась и купилась. Нашим грамотным более-менее удавалось воспроизводить в своей повседневности западные социокультурные вибрации.

Города у нас существуют преимущественно как надписи на картах и строки в статистических сводках (фото: gooo.nm.ru)
Города у нас существуют преимущественно как надписи на картах и строки в статистических сводках (фото: gooo.nm.ru)
Игнорируя отечественную реальность и экстраполируя, советские кинематографисты занимались как самообманом, так и обманом власть имущих. Они предъявляли свой уютный локальный мирок в качестве Мира гигантской страны.

Известно влечение Сельянова к раннему советскому кино, где российская слобода предъявлена и честно, и мощно. Все его продюсерские проекты выдают нутряное влечение к правде жизни, как ни пафосно это звучит. Даже если Сельянов подбирает и доделывает картины, запущенные в производство кем-то другим, как было, допустим, в случае «Бумера», магистральная линия выдерживается неукоснительно: не калька с чужой образной системы, но рисунок с отечественной натуры.

Найдите и прочитайте выдающуюся книгу историка Александра Каменского «Повседневность русских городских обывателей» (М., 2006), где на основании сохранившихся документов из архива провинциального Бежецка реконструируется местный XVIII век. Зачем-то купленная еще два года назад, она валялась у меня на самом непочетном месте, как вдруг прыгнула в руку, два дня не отпускала.

Уже на середине книги припомнил и «День ангела», и «Бумер» с их сонным «неинтересным» сюжетом, с тяжелым томлением и бесперспективной тоской так называемой русской глубинки. Россия – очень инерционная страна.

…На канале TDK, что означает Телевизионный дамский клуб, пытаются обустроить очередной гламурно-глянцевый уголок продвинутого городского типа. Две жеманницы день-деньской беседуют там с разного рода культурными гостями. На днях попался разговор с никому не известной певичкой, которая, впрочем, вслед за жеманницами много рассуждала о «духовке».

Вот характерный эпизод. Ведущие: «А чего вы больше всего боитесь в отношениях с мужчинами?» Певица: «Предательства!» Ведущие, оживляясь и предвкушая содержательную беседу, ибо концепт «предательство», согласитесь, «обещает»: «А как вы это понимаете? Что вкладываете? Очень интересно!»

Певица, неожиданно сдувшись: «Ну… Э… Предательство…» Ей разочарованно помогают: «Вы имеете в виду измену?» Певица: «Нет, даже не измену. Я имею в виду внутреннее

Но ничего про это самое внутреннее сказать участницам разговора так и не удалось.

Что это было? А вот что. В нашем воздухе порхают и кружатся многочисленные концепты с образами, которые как раз и призваны обеспечивать «интересную» городскую жизнь постиндустриального типа. Вуди Аллен и ему подобные деятели рангом пониже как раз и занимаются разработкой-ветвлением-внедрением этого самого «интересненького» в социальную жизнь. Именно благодаря необычайно проработанной образной системе западный обыватель не сходит с ума в ситуации потребительского рая. Воистину, компенсаторный механизм высочайшего уровня!

У нас же, если приглядеться, только ярлыки. В данном случае – ярлычок «предательство». Едва у претендующих на городской менталитет девушек случился разговор, как выяснилось, что привлеченный к разговору концепт – пустой, объемом, дай бог, 1 килобайт. Речь умерла на моих глазах, за шесть-семь секунд. Две продвинутые жеманницы и один творческий работник в стиле «голосистый соловей» оказались, что называется, без языка.

Оказались всего-навсего простыми слободскими девчонками.

Что само по себе неплохо. Но форсу-то, форсу!

В каком-нибудь «Бумере» западный красавец-автомобиль везет наших брутальных парней, то ли опричников, а то ли бандитов, по бескрайней дороге, вот и вся история. Помню гениальный забор грязно-желто-оранжевого цвета вдоль обочины.

Хорош забор!

Ухватки парней, их манеры и разговор – один в один из книжки А.Каменского, из XVIII века! И даже «предательство» в «Бумере» соответствующее: непроработанное, негородское.

Ладно, вот вам из книжки Каменского смешная история борьбы за символический капитал. А вы как думали, символический капитал неотменим и непотопляем, он и в XVIII веке капитал.

Каменский сообщает о некоем Тимофее Ревякине, который буквально терроризировал жителей Бежецка в 1760-е годы. Была у Тимофея так и не проясненная документами ненависть к Человеку со Шпагой. Видимо, зажиточному купцу Тимофею денег было недостаточно. А шпагу как человеку гражданскому никто ему не предлагал.

Допустим, 18 сентября 1764 года Тимофей пришел в один из городских кабаков и увидал там некоего поручика Луку Егукова, который заплатил за половину хрустального стакана всего 2 копейки.

Ревякин: Что ваше благородие в кабак ходят? Пива и вина без денег не пьют.

Егуков: Добрый целовальник без денег поверит.

Ревякин: Неправда… Ваше благородие, вы, офицеры, имеете при себе шпагу, а я, мужик, не имею, не заколете ль меня своею шпагою?

Егуков: Милосердная наша государыня не на то нас шпагами жалует, чтобы мы вынимали и кололи, но в самое то действо, когда неприятель отоймет другое оружие – ружье или штандарт, то шпагою напротив неприятеля борониться должен…

И так далее, долго, нудно и правильно, по уставу. Егуков, хе-хе, пока что не знает, с кем связался!

Ревякин, без обиняков: Не изволите ли выйти со мною на поединок?

Егуков: Ищи по себе.

«Тимофей, прискоча к Егукову, схватил одною рукою за груди, а другою за шпагу и вырвал наголо».

После чего стал на Егукова нападать, а затем – внимание! – уперев шпагу острием в пол, пытался ее сломать.

Как говорится, не съем, но понадкусываю.

И умопомрачительный финал: «Что это за человек?» – спросил Егуков у напуганных целовальников, и те отвечали: «Купец Ревякин, а мы и сами его боимся».

…Грубо говоря, едва народ насытится – ему захочется поговорить. А только поговорить народу и не о чем, и нечем. «Без языка». Ни одного Вуди Аллена в стране нет. Есть только Бекмамбетовы. В количестве.

Какой-нибудь легендарный мехмат самоутверждается на людях, пересказывая чужие полеты. Американцы, кстати, давно бы создали аховый комикс про студента-математика, который прыгнул в окно, но не разбился, а полетел, полетел, отомстив потом и преподавателям, и глумливым однокурсникам, и позабывшей его в постели с приятелем девчонке...

Гламурные дамы с канала TDK силятся воспроизвести коннотации словечка «предательство». Но, кроме физической измены, с которой все давно и разобрались, и смирились, ничего не находится…

Кстати, историк Каменский сообщает, кроме прочего, следующее: «В 1760-е годы бежецким купцам дважды предлагалось за счет государства направить своих детей на учебу за границу, в том числе в Голландию, но всякий раз желающих не оказывалось».

Читатель, будь снисходителен и не плюй в автора колонки за предсказуемость его заключительного пассажа! Да, ты догадался правильно, я имею сказать именно это: послали бы деток на учебу 250 лет тому назад – не было бы теперь нужды в славном рыцаре футбола Хиддинке.

Еще раз: Россия – потенциально сильная, но слишком большая, а оттого медленная, инерционная страна. Не нужно спешить с завозом чужих концептов и неактуальной образности, нужно ее отсюда выметать.

Не нужно лгать самим себе. Запад прекрасен, и у него есть чему поучиться. Однако мы до сих пор живем не в городах, а в слободах. Наши прекрасные города состоятся лет эдак через 250. Но от того, что у нас нет городов, мы хуже не становимся.

Пока здешние грамотные не прекратят баловаться кальками с «прекрасного чужого», наша повседневная жизнь будет темна и непрозрачна.

..............