Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
3 комментарияВадим Пономарев: Скромное обаяние «Славянского базара»
В.Пономарев: Скромное обаяние «Славянского базара»
В Витебске открылся семнадцатый по счету фестиваль «Славянский базар». Семнадцатый! Я-то поехал на этот фестиваль впервые, так что впечатления самые свежие. Самое сильное – Александр Лукашенко.
Посильнее «Фауста» Гете, и Максима Галкина* с Димой Биланом.
Лукашенко как-то выделяется. Вообще, встреченные мною за эти дни белорусы – сплошь добродушные добряки. Кипящих энергией, нацеленных на немедленное действие энергичных людей, какими полна Москва, мне тут пока вовсе не встретилось. Кроме одного.
Ведь для Лукашенко «Славянский базар» - не просто дорогостоящий имиджевый проект. Фестиваль воплощает все лучшее, что для идеологии белорусского президента должен воплощать. Уж перечисляйте, что хотите. Самобытность, независимость, дружелюбие и далее по списку. И Лукашенко делает все, чтобы проект стал успешный. Получается ли он успешным – вопрос уже следующий.
И вот выходит на сцену Летнего амфитеатра президент Лукашенко. Ох, орел! Вот он, орлиный взор, решительность, лучащаяся в себе уверенность и позитив
… Идет пресс-конференция министров культуры России и Белоруссии. Не знаю, кто на что обратил внимание в этом формалистическом бубнеже, а я обратил внимание на то, что они - не орлы. Ну не орлы, как говаривала светлой памяти Мордюкова. Вяловатые такие люди в костюмах, - вечные подчиненные. Это читается в глазах, в жестах, во всем. Как они попали в министры – туда, где все надо двигать, решать, улучшать, руководить? Они же вечные подчиненные, случайные люди в топ-менеджерском кресле.
И вот выходит на сцену Летнего амфитеатра президент Лукашенко. Ох, орел! Вот он, орлиный взор, решительность, лучащаяся в себе уверенность и позитив. Этот рожден руководить. Он и руководит. Батька. Наш Путин тоже из той же породы, кстати.
Когда фестиваль искусств «Славянский базар» еще только задумывался, у организаторов были планы продвигать самобытные народные культуры, показывать работы народных ремесленников и заодно облагородить это посконное народничество высоким классическим искусством и блеском эстрадных звезд. За 17 лет посыл несколько поблек, желтая пресса превратила «Славянский базар» в еще один междусобойчик русской попсы, а затем и сам фестиваль поверил в то, что он интересен только попсовыми звездами.
Мне кажется, тут есть глубокая внутренняя трагедия изначально позитивно задуманного мероприятия. Сейчас в Витебске нет этнических концертов, под роком подразумевается «Город 312» и «Tokio», программа классической музыки сведена к минимуму, джаз локализован в одной малодоступной для зрителей кафешке (не считая сольника Давида Голощекина), зато на всех сценах царит попса всех разливов. Больше всего русской, но есть и местная белорусская, и некоторое количество украинской. Еще есть конкурс попсы для молодых исполнителей и уже совсем детей. Всюду – попса.
Бюджет фестиваля фиксирован, и не меняется уже несколько лет. Поэтому «Славянский базар» не может угнаться за растущими гонорарами больших поп-звезд. Хватает на два-три имени, остальное – просто недорогой балласт. В 2008 году не получилось пригласить качественных поп-исполнителей вроде «Морального кодекса» или «Гостей из будущего» (все они, впрочем, уже были тут раньше). Поэтому акцент – на Максима Галкина, Иосифа Кобзона, Олега Газманова, Лайму Вайкуле, Надежду Кадышеву, Бориса Моисеева.
Для Лукашенко «Славянский базар» - не просто дорогостоящий имиджевый проект (фото: С.Мальцевой/NEWSmusic.ru) |
На два дня, впрочем, приехал Дима Билан. Сольного концерта у него нет, но два раза в сборных концертах он вышел, и сразу улетел готовиться к выступлению с Нелли Фуртадо. Та же мимолетная фестивальная судьба у Сергея Лазарева, Николая Баскова и Тамары Гвердцители.
Еще до официального открытия фестиваля прошли три шоу – Игоря Лученка, Максима Галкина и звезд «Евровидения». Самым живым оказался концерт участников «Евровидения». Пригласили почти всех конкурсантов с белорусскими корнями – Наташу Подольскую, Дмитрия Колдуна и Руслана Алехно. Про других – Полину Смолову, Анжелику Агурбаш и прочих – вспоминать не стали. Достаточно было бы, впрочем, одного Колдуна, который сделал пока самый лучший результат белорусов за все годы. И встречали самым восторженным образом зрители именно его, Колдуна.
Но зазвали и участников последнего «Евровидения» из других стран. Пригласили голосистого Боаза из Израиля, красавца-грека Костаса Мартакиса, который до не очень успешного выступления в отборах на «Евровидение» успел стать обладателем приза зрительских симпатий «Новой Волны» в Юрмале. Не обошлось без украинской звезды Ани Лорак, армянской Сирушо, латвийского шоу Pirates Of The Sea и. разумеется, не обошлось без Димы Билана.
Победитель «Евровидения 2008» был сильно уставшим, отказывался общаться с журналистами, и большую часть пребывания в Витебске проспал в своем номере. Но к выступлению встрепенулся, проснулся, и выдал отличные номера. Сначала под привычную фанеру, а потом задорно а капелла.
К официальному открытию фестиваля уже почти все участники фестиваля в сборе – а их пять с половиной тысяч из 34 стран. Самые экзотические – венесуэльские народные песни и пляски, африканские и египетские танцевальные ансамбли. Собственно, ими фолковая составляющая феста оказалась исчерпана. Белорусской или русской народной музыки услышать гостям «Славянского базара» не дано, если не считать оной поп-фолк опусы от Кадышевой.
Зато блистали наши поп-звезды. Если Иосиф Кобзон еще как-то мялся, и робко вспоминал про смелые походы Аллы Пугачевой в ложу президента, то Лайма Вайкуле уже долго не раздумывала. Достойно справившись с неработающим микрофоном, Лайма прямиком двинулась к Лукашенко (нашего главу президентской администрации Сергея Нарышкина все поп-звезды проигнорировали). Тот немедленно одарил певицу роскошным букетом, вынутым откуда-то из-под стола. Потом к Лукашенко двинулся Николай Басков, и для него тоже из-под стола нашелся букетик. Такое впечатление, что у Лукашенко под столом были заготовлены букеты для всех, кто решится подойти к нему. И только один Басков вернулся к президентской ложе еще разок, и уже сам одарил всех сидящих там цветами от своих поклонниц.
А самой скромной звездой открытия оказалась, конечно, Александра Пахмутова. Невероятно волнуясь, Александра Николаевна выпорхнула из кулис куда-то совсем не туда, уткнулась в музыкантов оркестра, не узнала среди них Лукашенко, и по-детски растерялась. Ей указали направление, и она, мелко семеня, приблизилась к Лукашенко. Он пригнулся, и она на ушко прошептала ему, что очень волнуется. «Вот сейчас Александра Николаевна сказала мне, что волнуется, - после вручения специальной награды Президента «Через искусство - к миру и взаимопониманию» тот подошел еще раз к микрофону. – Вы понимаете, что это у нас получился фестиваль такой, если Пахмутова, прошедшая в своей жизни все, так волнуется здесь!». И Лукашенко гордо потряс головой.
Фестиваль получился действительно масштабный. На концерты приезжают люди из соседних белорусских городов и даже Минска. После окончания фестивальной программы в четыре часа утра на витебском вокзале не протолкнуться от отъезжающих домой.
Похоже, вся Белоруссия дышит этим фестивалем.
И вот он начался.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом