Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

В заслугу исламу можно поставить то, что он, застав практику полигамии среди арабов, существенно упорядочил и смягчил ее. Но то, что было огромным смягчением нравов в Аравии VII века, вряд ли будет на своем месте в законодательстве России XXI века.

30 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

12 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
23 апреля 2008, 16:10 • Авторские колонки

Дмитрий Алексеев: Критикам ресторанного критика

Дмитрий Алексеев: Критикам ресторанного критика

Моя колонка, посвященная уровню отечественной ресторанной критики, вызвала большой резонанс в околоресторанной тусовке. Как меня только не называли: и кретином, и тупым, и даже призывали сменить жанровую ориентацию.

Справедливости ради отмечу, что моя колонка получила и массу позитивных рецензий. Однако я остановлюсь только на негативных, поскольку именно они заинтересовали меня больше всего.

Начну с воззвания под названием «Критик или кретин», которое удивило меня больше других. Самое странное, что абсолютно все приведенные мной в колонке доводы относительно сути отечественной ресторанной критики (а вернее, ее отсутствия) остались без внимания автора этого анонимного пасквиля.

Вместо того чтобы сказать хоть пару слов по теме, персонаж сразу обратился к моей личности (орфография и пунктуация автора): «если наш автор слеп туп или не знаю что там бывает еще…», «опять облажался…», «из критика превратится в кретина…», «автор явно глуп и туп…», «очнись дима, проснись. уйди из журналистики в фантастику…».

И напоследок такой пассаж: «взгляд в очередной раз делает ход конем они публикуют заранее скандальную статью пусть и лживую чтобы ее больше читали спорили ходили по ссылкам тут дима орудие моська тем сильна, что лает. мне жаль его».

Если рядом с текстом нет чека ресторана, то, скорее всего, «ресторанный критик» там даже не был

Сильно сказано. Что тут добавишь. Изучая аналогичные эпистолярные потуги безымянных тявкальщиков (Интернет – чудесная вещь, друзья присылают мне ссылки на самые остросюжетные материалы, и мне всегда есть, чем удивить себя), я, признаться, сначала расстраивался.

Я бы еще понял, если бы мои, все, как один, анонимные оппоненты отстаивали какие-то принципы, стилистику написания или определенную систему оценки ресторанов. Так нет же. Парадокс в том, что почти никто и не спорил с моим утверждением, что ресторанной критики у нас практически нет.

Однако мои обвинения в адрес «мэтров» отечественной ресторанной критики – упреки в сторону незыблемых устоев российского общепитовского мирозданья – почему-то вызвали столько злобы и негодования в мой адрес. Или это и есть тот случай, когда работает афоризм «пипл хавает»? А, хавая, злится, если кто-то посмел усомниться в качестве пережевываемого продукта?..

Чтобы разобраться во всем этом абсурде, я решил подойти к вопросу логически.

Допустим, определенная часть населения (вынужденная отказать себе в частых визитах в рестораны по финансовым причинам, но компенсирующая это собственной активностью в Интернете) готова променять сущность ресторанной критики на рекламные статьи и окололитературные сочинения гастрономическо-общепитовской тематики.

Зачем же тогда называть все это критикой, можно же придумать какие-то иные наименования для этого продукта – ресторанные эссе или, скажем, гастрономические опусы.

Очевидно, что большинство читателей попросту не понимает смысл словосочетаний «ресторанная критика» и «ресторанный критик». Получается, нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, что в текстах, подписанных «главными ресторанными критиками страны», нет и намека на критику.

Вместо описания достоинств – цитаты меню, вместо оценки недостатков – в лучшем случае – легкий упрек, вместо анализа – псевдоинтеллектуальный поток сознания (в студенческие годы в Литинституте у нас был даже термин для обозначения подобного словоблудия – «а ля интеллектуале»).

И неужели сложно понять: если рядом с текстом нет чека ресторана, то, скорее всего, «ресторанный критик» там даже не был. А если и был, то попробовал одно-два самых бюджетных блюда и кофе (журналисты – не самая состоятельная публика, при зарплате 20–50 тысяч рублей особо не раздегустируешься, тем более, если речь идет о наиболее респектабельных ресторациях). Если же чек оплачивает редакция, почему его нет в тексте (как делают абсолютно все приличные мировые ресторанные путеводители – Michelin, Gaultmillau или Ristoranti di Veronelli)?

Но это все частности. А больше всего меня поразило, что никого не смущает, что мы имеем в результате. А именно ситуация, которую можно наблюдать сплошь и рядом: человек читает рецензию на новый ресторан, верит, что там вкусно, хорошо и интересно. Вдохновленный литературным талантом «ресторанного критика», в очередные выходные наведывается в заведение с девушкой\мужем\мамой…

А там их ждет небольшой «сюрприз». Во-первых, им приходится потратить в два-три раза больше наличности, чем они предполагали (благодаря рецензии). Во-вторых, отведать откровенной дряни (опять же, вопреки рецензии). В результате им остается только долго плеваться и ругать ресторан у себя в блогах и в форумах издания, где была опубликована рецензия...

Не буду пересказывать собственную колонку. Добавлю одно: уважаемые читатели, вместо того чтобы захлебываться от злости и негодования и подбирать наиболее обидные эпитеты в мой адрес, лучше используйте более весомый аргумент – найдите (и, пожалуйста, пришлите мне) ссылку хотя бы на одну адекватную ресторанную критику. Поясню, что я имею в виду.

А там их ждет небольшой «сюрприз». Во-первых, им приходится потратить в два-три раза больше наличности, чем они предполагали (фото:  sxc.hu)
А там их ждет небольшой «сюрприз». Во-первых, им приходится потратить в два-три раза больше наличности, чем они предполагали (фото: sxc.hu)

В материале должен присутствовать письменный анализ и оценка (в баллах, звездочках, черпаках или любых других символах) составляющих ресторана – кухни, сервиса, интерьера, винной карты, атмосферы и т. п. Также там должен быть изображен чек из ресторана (как в любой авторитетной мировой ресторанной критике) в качестве подтверждения, что автор пришел в ресторан за свои деньги, а не по приглашению своего старого приятеля – владельца заведения.

Пожалуйста, пришлите мне такую ссылку (конечно, за исключением ссылок на ресторанный путеводитель Сергея Чернова и моей колонки ресторанной критики, которую я веду в рубрике «Стиль» электронной газеты «Дни.ру»). Друзья, вот это и будет лучшим доказательством того, что я сильно заблуждался относительно «коллег».

А напоследок расскажу об еще одной неожиданности, случившейся благодаря моей колонке… Как вы уже поняли, я получил много критики со стороны посетителей ресторанов. Но никак не ожидал приобрести поддержку со стороны рестораторов.

Не буду утомлять вас, пересказывая наши разговоры. Сразу перейду к сути, которую можно свести к следующему высказыванию: «критики-то в нашей антигастрономической державе нет и в помине, но я и не думал, что кто-нибудь у нас ТАКОЕ напишет».

И, наконец, самым поразительным для меня фактом были звонки и письма от рестораторов, заведения которых я когда-то раскритиковал за плохую кухню, завышенные цены, отвратительный сервис и т. п. После выхода ресторанной критики они звонили мне примерно с одним вопросом «Дима, кто тебе заплатил, чтобы ты написал о нас ЭТО?!».

Как показала практика, владельцы и управляющие российских ресторанов настолько не были привычны к критике, что воспринимали любую письменную негативную оценку как проплаченный черный пиар со стороны конкурентов. А теперь эти же люди, отношения с которыми сильно ухудшились после моей оценки их деятельности, звонили мне с благодарностью….

В одном из таких разговоров с одним крупным столичным ресторатором мы пришли к следующему выводу. У нас весьма странная страна. Люди, поющие под фонограмму (записанную не своим голосом) ворованные мелодии и «заимствованные» тексты, именуются у нас певцами, артистами и композиторами (причем, чаще всего, заслуженными, народными и т. п.).

Персонажи, ставящие свое имя на «бестселлерах», написанных безымянными «литературными неграми», зовутся у нас писателями. А журналисты, пишущие ресторанные обзоры, в которых нет и намека на критику, зовутся ресторанными критиками. Опомнитесь, хватит кушать суррогат и воспевать самозванцев. В мире полно более аппетитных и интересных вещей.

..............