Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
8 комментариевЛеонид Радзиховский: День Победы Женского
Чтобы «поздравлять дорогих женщин Запада и Востока с 8 марта» надо быть Путиным или Ричардом Гиром, или как минимум, воображать себя одним из них. Никак не страдая этой формой мании величия, я, поэтому …
О, Господи! Поэтому я хоть на сей раз прекращу свою занудную рефлексию и не мудрствуя лукаво поздравлю читательниц «Взгляда» - полагая, что лишних поздравлений не бывает, как не бывает и излишней лести.
Поздравить же я их хочу не с светлой памятью о Кларе Цеткин/Розе Люксембург, которые зачем-то изобрели этот «праздник пролетарок», в честь их борьбы с кем-то там за что-то там – а поздравить с тем, что нет больше ни «пролетарок», ни «борьбы», ни Клары, ни Розы… А что есть?
Потребительский мир! Мир, где женщины – главный субъект потребления всего. Женская одежда дороже мужской. И дом – это женщина. И стиль. И дизайн. И гламур. И амур
А есть эпоха женщин. Сегодняшнее время в России – это время женщин. Совсем необычное для России дело. И женщины настали тоже необычные.
Не романтические Ларисы Рейснер, с их трагически-оптимистическим сексом на красном знамени, не мазохистские героини Зои Космодемьянские, не могучие Нонны Мордюковой, на одном олимпийском плече тащащие пьяного мужа, а на другом пьяный колхоз… Женщины – не в кирзовых сапогах и солдатских ватниках, сквозь которые светится красивая душа. Женщины, которые не останавливают – для умиления новых Некрасовых – коней на скаку и не отбивают хлеб у МЧС, носясь по горящим избам. Спешу оговориться – я полон искреннего уважения ко всем перечисленным выше героиням-мифам-легендам. Просто «теперь это не носят».
В новом сезоне – другие моды. И впервые в истории России социальная мода скроена под женщин. Хотя кроили ее, как всегда, конечно же, мужчины.
Чем отличается (во всяком случае в России) «женский мир» от «мужского мира»?
Тем, что женский мир всегда полон тепла и заботы о – ребенке, семье, любви, удовольствии, красоте (даже не только своей). То есть это реальный человеческий мир. Поэтому женщины – даже в СССР – сколько на них не напяливали ватники и «партийные пиджаки» выглядели как ЛЮДИ. Говорят, что русские женщины красивы. Трудно спорить! Но штука в том, что они были в «совковую эпоху» не просто красивы, а – вызывающе красивы (а это, как легко понять особый блеск красоты!). Извините за банальность – как вызывающе красива трава или цветок все равно торчащий сквозь страшный, грязный, полопавшийся асфальт. Система закатывала женщин в асфальт – а они оставались живыми.
Мужской же мир полон чепуховых амбиций, обид, разочарований, донкихотских прожектов и санчопансовского желания извлечь из этих нелепых прожектов выгоду. Так было еще в XIX веке. Ведь и «лишние люди» и Обломов и мертвые души – это все мужчины. А женщины – совсем не «лишняя» (хоть и не слишком счастливая) Татьяна, страстная Анна и даже твердолобая Коробочка куда более реальна, чем вор-прожектер Чичиков. Тем более измельчал мужской тип в Советское время.
Советская эпоха – классический патриархат, эпоха жестокой, глупой, нарочито уродливой мужской моды. Милитаризм – вот душа этой эпохи. «Война все спишет» - вот ее реальная Конституция. Поэтому единственным оправданием этой эпохи была Война. Сперва к ней «готовились» 20 лет – морально и физически воевали со своим народом, передушили несколько миллионов. После ее окончания о ней каждодневно вспоминали еще 40 лет, оправдывая памятью о войне полный прогрессирующий паралич вокруг – распухший пузырь ВПК, страшное уродство всего, что касается мирной жизни, от «хрущоб» и женских трусов, до невозможности выехать из страны-осажденного лагеря.
Сегодняшнее время в России – это время женщин. Совсем необычное для России дело. И женщины настали тоже необычные |
Инстинкты эти были воплощены в женщине, с которой мрачный советский маразм воевал на всех фронтах – не было жратвы и тряпок, невозможно было свить свое нормальное гнездо, все естественные желания объявлялись каким-то там «мещанством», а то и «позором», зато идиотские амбиции десятка маразматиков объявлялись высокими Патриотическими Целями.
«Параллельно большому миру, в котором живут большие люди и большие вещи, существует маленький мир с маленькими людьми и маленькими вещами».
Такова была насильственно вбиваемая советским людям социально-идеологическая мода.
«А это – случай так называемого вранья».
Маленькие люди – это просто люди. Дети. Женщины. Старики, которых больше волнуют не орденские планки, а артрит и глаукома. И даже мужчины – без оскаленных зубов и поднятых на врагов Отечества кулаков. Обычные мужчины и женщины – не Рабочий и Колхозница, не герои нацистских фильмов «Олимпия» и «Триумф воли». Эти люди могут быть совсем не маленького размера, с очень немаленьким умом, с более чем серьезными проблемами. «Маленькие» они только в одном смысле – их мысли и чувства соотносимы не с парадами-ракетами-Империями и прочим ржавым идеологическим металлоломом, а с человеческими заботами. А поскольку даже самый высокий человек много меньше танка, то это и впрямь – маленькие проблемы маленького мира.
А вот «Большого мира» - нет. Это просто похвальба, просто тщеславные, корыстные и, как правило, предельно глупые фантазии Больших Начальников, которые они внушают маленьким своим подданным.
Например, большие научные открытия – это из «маленького мира», потому что двигатель науки – живая фантазия обычных людей. Из этого же «маленького мира» - и высокое искусство. Не только кулинарное или искусство дизайна, но и литература, кино и т.д. То, что делают талантливые люди, реализуя себя – но делают для удовольствия других людей.
А вот самая маленькая, самая паршивенькая войнушка и писклявая идеологическая подготовка к ней – это в 99 случаях из 100 относится к Большому миру, миру больших амбиций и больших гадостей мелких политиканов, миру Больших Мыльных Пузырей …
Впрочем, простите, увлекся …
Да. А сказать-то хотел совсем простую вещь – в 1991 дурной туман Большого мира, мира Большой идеологической брехни, слава Богу разогнали. Надеюсь – окончательно.
В основе нового общества, сложившегося после 1991-го года, лежат – не как «вынужденные уступки» людям, а как ГЛАВНЫЕ идеологические постулаты – совсем простые желания. Желание иметь семью, детей, обеспечить их всех, построить СВОЙ дом. Желание любить и защитить – не Державу, Нацию, Демократию, Партию, Президента и Правительство, а себя, своих детей, своего мужа/жену, все тот же свой дом. Желание отстоять свои права, защитить свое достоинство. Желание повидать мир. Желание быть богатым, пользоваться излишествами – и, уж как минимум, желание вкусной и здоровой жизни.
Все это, конечно же, было всегда : гони природу в дверь – она влезет в окно. Только вот теперь это вдруг перестали «гнать в дверь» - и сколько энергии сэкономили сразу! А когда с простыми желаниями перестали бороться (впрочем, со СВОИМИ желаниями идеологические жрецы как-то никогда и не боролись…), то оказалось, что эти желания не только совсем не «стыдные», а просто кроме них ничего другого-то и нет.
Так и возник вокруг нас совсем новый мир. ЖЕНСКИЙ мир. Потому, что не дурные, замороченные мужики, а именно женщины в России его выстрадали.
Этот мир далеко не идеален – не коммунизм, не образцовый капиталистический «сияющий город на холме». Куда там! Мир трудный. Корыстный. Жестокий. Грязный. Но – прочный. Потому что стоит не на тупой идеологической голове, а на нормальных человеческих ногах. Прежде всего – на стройных женских (ах, как же врал Пушкин, что в России целой лишь две пары таких ног! Впрочем, может тогда так и было?)
В России, в отличие от США или Франции женщина не может стать реальным кандидатом в президенты, ее потолок – губернатор Петербурга. Но русский мир - женский по ценностям, по целям.
Потребительский мир! Мир, где женщины – главный субъект потребления всего. Женская одежда дороже мужской. И дом – это женщина. И стиль. И дизайн. И гламур. И амур!
Да, в этом мире оказалось, что русских женщин интересует не только «киндер-кюхе-кирхе», но и любовь |
Потребительский мир, где женщина – не только главный субъект потребления, но и главный объект потребления. И она совсем не против этого! По крайней мере, те, кто не против (речь идет вовсе не об одних путанах, девушках из эскорта и т.д.) - совсем этого не стесняются. И общество совсем это не осуждает.
Да, этот мир далеко не высокоморален, хотя он куда менее аморален, чем мир кровавой милитаристски-имперской лже-романтики. Он и циничен этот мир, бывает и лжив и жесток – как бывают и циничны и лживы и жестоки женщины. Особенно красивые. Впрочем, какая же женщина – особенно циничная, жестокая и лживая – не красива? Некрасивой это просто не позволят, да она и сама постесняется…
Но этот мир – не придуман, не высосан из идеологического пальца. И в этом смысле – глубоко человечен. Человеческий, женский, потребительский, дикий русский капитализм.
Национальный праздник … Национальная идея …
Ищут пожарные, ищет милиция, ищут фотографы в нашей столице, ищут давно и не могут найти …
А чего искать?
Национальная идея – нормальная жизнь, где есть дети, любовь, секс, дом, потребление, уважение к себе и друг к другу. Ну и немножко – ревности, зависти, обмана, раскаяния и иных игр, в которые играют люди в постели и не только в ней.
Национальный праздник! День выстрела «Авроры»? День изгнания поляков?
День Победы Женского! Фиг с ним – пусть 8 марта …
А Национальный Символ? О, это неразрешимый вопрос! Маша Шарапова? Ксения Собчак? А может Е.Н.Батурина? Плюрализм …
С этих споров пусть и начнется демократия!