Если все эти умозрительные проекты (Австро-Венгрия Орбана, Ле Пен во Франции, АдГ в Германии, консервативный Юг) реализуются, то мечта Де Голля и Аденауэра о «Европе отечеств» может оказаться вновь актуальной.
11 комментариевПавел Данилин: Нарышкин и Жуков – кто кого?
Павел Данилин: Нарышкин и Жуков - кто кого?
Итак, на прошлой неделе глава правительства РФ Михаил Фрадков сообщил, кто и какие обязанности в правительстве будет выполнять после известных кадровых перестановок.
Как и ожидалось, первому вице-премьеру Сергею Иванову поручено курировать промышленность, транспорт, науку, вопросы обороны, военно-промышленный комплекс, связь, правоохранительную деятельность, атомную и космическую сферы. Первый вице-премьер Дмитрий Медведев остается куратором нацпроектов: образование, здравоохранение, жилищная политика, природопользование, недра, демография, миграционная политика, СМИ, координация госполитики в отношении судебной системы. За вице-премьером Александром Жуковым сохраняется контроль за законопроектной деятельностью, межбюджетными отношениями, вопросами социально-экономического развития. Что касается руководителя аппарата правительства РФ – заместителя председателя правительства Сергея Нарышкина, то он будет заниматься внешнеэкономической деятельностью и внешней торговлей; приоритетным направлением станут страны СНГ.
Мы наблюдаем в правительстве новое распределение обязанностей и образование так называемого путинского квартета Медведев – Иванов – Нарышкин – Жуков
Помимо этого на Нарышкине висят вопросы тарифов, административной реформы, а главное, управления федеральной собственностью. Интересно, что в случае отсутствия Жукова его обязанности выполняет Медведев, а в случае отсутствия Нарышкина его обязанности лягут на Иванова. Обратное распределение обязанностей тоже верно.
После опубликования на сайте правительства России соответствующего документа политическая палитра становится абсолютно понятной. Мы наблюдаем в правительстве новое распределение обязанностей и образование так называемого путинского квартета Медведев – Иванов – Нарышкин – Жуков. Параллельно налицо серьезное усиление премьер-министра Михаила Фрадкова, который смог провести в жизнь одну свою идею – о воссоздании внешнеэкономического ведомства и вторую – о создании промышленной политики. Президент полностью поддержал эти идеи, направив на их реализацию ключевых, наиболее авторитетных фигур – Сергея Нарышкина и Сергея Иванова.
Сомневаться в компетентности и лояльности каждого из этой четверки не приходится. Иванов доказал свой профессионализм годами работы в Совбезе и в Министерстве обороны, которое при нем перестало напоминать вооруженный бомжатник. Медведев, длительное время работая на руководящих должностях в администрации президента, а затем возглавив ее, может записать в свой актив однозначно успешную унификацию российского законодательства, строительство вертикали власти. Также первый вице-премьер справляется с, казалось бы, гиблым делом, успешно руководя реализацией приоритетных национальных проектов. Жуков с 2004 года выполняет незаметную, но крайне ответственную работу по бюджетному планированию, выступая в роли всероссийского бухгалтера. До этого он занимался тем же самым в Государственной думе, последовательно отстаивая интересы российского государства. О Нарышкине известно намного меньше, но несомненны его способности по организации аппаратной и контрольной работы. Несмотря на то что в документе о распределении полномочий между вице-премьерами Нарышкин упоминается последним, очевидно, что никакой градации между членами квартета нет – все они равноправны. И также очевидно, что президент рассматривает их как команду, которая должна будет обеспечить преемственность выбранного курса после 2008 года.
Интересный факт: в квартете нет представителей либеральных реформаторов – Грефа или Кудрина, и это тоже дает отчетливое понимание того, какой именно видится президенту политика России после выборов. То есть все назначения последнего времени позволяют реконструировать государственную политику в 2008–2012 годах.
Еще в посланиях президента 2005 и 2006 годов была артикулирована сильная социальная составляющая. Рост расходов по этой линии значительный. Одни нацпроекты в 2006 году стоили 120 млрд рублей, а в текущем году они потребуют финансирования в размере, превышающем 200 млрд рублей. И это не считая общего роста расходов в социальной сфере. Можно с уверенностью утверждать, что, пока Россия будет пользоваться благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, тенденция к росту социальных расходов останется неизменной. Таким образом, Россия в 2008–2012 годах будет государством с сильной социальной составляющей. Роль Дмитрия Медведева в обеспечении этой составляющей несомненна. Точно так же высока будет роль человека, ответственного за государственные расходы, – Александра Жукова. Еще раз заметим, что все это делается в рамках общего плана действий, обозначенного в посланиях президента России, а не является волюнтаристским поворотом в политике, не подкрепленным ресурсами и государственной политикой.
Столь же ясным становится и другое направление – защита государственного суверенитета признана главной задачей. В этой области будут работать Сергей Иванов и его коллега Сергей Нарышкин. Круг их обязанностей вполне конкретно очерчен в правительственном документе. Надо сказать, что этот документ является кадровым оформлением все тех же двух посланий президента 2005 и 2006 годов, а также его недавней мюнхенской речи. Смысл таков: Россия становится сильной державой, Россия заявляет о своих амбициях, Россия намерена оберегать свой суверенитет всеми силами. Но чтобы оберегать свой суверенитет, они, эти силы, должны быть. Действительно, за прошедшие 7 лет в армии произошли грандиозные перемены. Но этого недостаточно. У нас столь же грандиозные проблемы в авиапроме, судостроительной промышленности, у нас не развита инфраструктура, средства транспорта не отвечают даже концу прошлого века. Все это объединено одним общим определением – промышленная политика.
На Нарышкине висят вопросы тарифов, административной реформы, а главное, управления федеральной собственностью |
Чтобы страна могла обеспечить свой суверенитет, она должна по крайней мере иметь собственную промышленную политику. Ранее этой промышленной политики не было. Было латание дыр и распределение денег по федеральным целевым программам. Теперь появились своего рода приоритетные нацпроекты в промышленности. Курировать их будут Иванов и Нарышкин. Уже сейчас можно назвать четыре ПНП в промышленности – авиапром, судостроение, автомобилестроение и ТЭК. Все они проблемные, но проблемы в каждой сфере свои. Так, если ТЭК страдает от перенапряжения, то авиапром, напротив, от недостаточного напряжения. Но как бы то ни было, в обществе вряд ли найдется среда, которая будет выступать против реализации приоритетных национальных проектов в этих крайне чувствительных и важных сферах промышленности.
В общем, назначения дают вполне ясное представление о том, какими методами будут действовать новые руководители и каких целей будут добиваться. Согласитесь, если бы список назначенцев выглядел иначе, например Кудрин – Илларионов – Зурабов – Починок, тогда бы тоже было понятно, что и как будет делать новый квартет, но это «что и как» очень бы не понравилось большинству населения. Сейчас же ситуация обратная – предложенный президентом России квартет Медведев – Иванов – Нарышкин – Жуков является гарантом того, что возврата к либеральным реформам и ельцинскому безвременью не будет.
Ну и наконец, самый главный смысл произошедших назначений. Президент России Владимир Путин фиксирует, что при любом раскладе среди высшего руководства первой по значимости политической фигурой в стране является и будет оставаться он сам. Причем не имеет значения, занимает ли Владимир Путин пост президента или же будет на другой должности.
Также это хороший сигнал журналистам, политологам, но в первую очередь – политикам и чиновникам. Не секрет, что с нового года в экспертном и журналистском сообществе активизировались слухи о преемниках, которые будто бы уже выбраны. А президент якобы уже чуть ли не на чемоданах сидит и ждет «дембеля». В чиновничьей же среде эти слухи не просто циркулировали, а прямо влияли на работу бюрократического аппарата. Современные мандарины всеми силами старались попасть в окружение будущих преемников. Чаще всего делали это в ущерб исполнению своих прямых обязанностей. В целом в декабре – январе наблюдалась дезорганизация работы бюрократии. Надо ли говорить, что терпеть подобную ситуацию было невозможно?
Своими кадровыми назначениями президент России снял ажиотаж вокруг темы преемников. Как и было обещано, преемников не будет, «будут кандидаты». Чиновникам прямо указали на то, что устраивать излишний ажиотаж, «делать выбор», «подстилать соломку» и «узнавать прикуп» бессмысленно и контрпродуктивно. Президент послал четкий сигнал чиновничеству – работайте спокойно, не думая о грядущих выборах. Никаких резких перемен не будет.