Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
2 комментарияЛеонид Радзиховский: О несчастных сказочных персонажах – 2
Леонид Радзиховский: О несчастных персонажах – 2
Что же сейчас происходит с СПС и Яблоком? Второй нокаут подряд. А после поражения – отдельная радость. Необходимо испить чашу до дна – оплатить свои эфиры, вам не вернут залоги и т.д.
В общем, каждая партия, оказалось, попала на 60–90 млн рублей. (Как говорит Надеждин – за то, что нас поливали грязью по ТВ, мы же должны еще и заплатить!) Для РАО «ЕЭС» это деньги никакие – но РАО запрещено платить. Чубайс не станет рисковать. Он остался членом партии (публично бежать с потонувшего корабля – слишком позорно), но кроме его личных членских взносов партия может на него не рассчитывать. СПС отказывается от какой-то недвижимости и т.д. У Явлинского дела того хуже – денег просто нет.
Люди, симпатизирующие властям, естественно, от добра добра не ищут – и, не мудрствуя лукаво, голосуют за ЕР
Впрочем, до конца посочувствовать «бедным гусарам» мешает информация, попавшая в СМИ. Например, один из руководителей СПС (и член правления РАО «ЕЭС») Леонид Гозман, указав доходы за 2006 год в сумме чуть меньше 13 млн рублей, почему-то забыл указать доходы за тот же год в сумме 448 млн рублей (их выявил ЦИК, особо внимательный к кандидатам от СПС).
Я далек от лицемерия – мне почему-то кажется, что у многих представителей ЕР доходы еще солиднее, а некоторые даже так прямо и указали в своих официальных декларациях. Да и вообще, богатство не порок для либерала, а бедность – не главное достоинство любого человека, особенно политика. Но просто при подобных доходах (может быть, не у одного Гозмана) денежные жалобы партии не вызывают особого сочувствия.
Впрочем, речь не о деньгах, а о политике.
После очередного падения «Яблока», как всегда, пошли разговоры, что Явлинского надо наконец сменить. Называют Амосова – депутата петербургского ЗС. Надо иметь в виду, что петербургское отделение – самое сильное в «Яблоке».
Явлинский это дело не комментирует: ему некогда, он занят гневным осуждением «авторитарного, вождистского режима», складывающегося в России. Великолепным шансом – делом показать пример демократической, открытой, не «вождистской» политики, то есть не держаться за свое место и после поражения уйти, – он почему-то не спешит воспользоваться. Правда, в выборах президента вроде бы участвовать-позориться не хочет.
СПС давно уже ведет себя значительно более вменяемо – признали поражение, лидеры не цепляются за кресла, Белых, как положено проигравшему, сам подает в отставку. Правда, большинство выступило против смены названия партии.
Но при этом Немцова как будто выставляют «в президенты», хотя как они – без денег-то! – соберут 2 млн подписей – совершенно непонятно. А если соберут – то что будут с ними делать? Вести кампанию, чтобы опять получить 0,9% голосов?
Чтобы разодрать 0,9% голосов с другими «либеральными кандидатами» – Касьяновым, Буковским? Единственный смысл такого «выдвижения» может быть в том, чтобы – как и говорил Немцов – участвовать в переговорах о «едином кандидате», хотя и этот гипотетический «единый кандидат», как всем ясно, обречен на унизительное поражение.
В общем, увы: «Вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь». Еще раз – увы…
Кризис. Тупик. Крах.
Все это усугубляется идеологическим расколом в СПС. Один из видных членов партии Томчин, опубликовал на сайте СПС письмо на тему «Все назад!». Предлагает свернуть и зачехлить диссидентские знамена и вернуться к лояльному сотрудничеству с властью – пытаться разрабатывать конкретные экономические предложения, как в начале 2000-х, когда СПС разрабатывал вариант Налогового кодекса, который в значительной мере был реализован правительством. «Не надо оваций! Графа Монте-Кристо из меня не вышло. Придется переквалифицироваться в управдомы».
Но эти идеи – тоже не более чем иллюзия.
Во-первых, времена пошли не те. Власть, весьма вероятно, не захочет иметь дело с СПС. «Нам такие «шакалы-управдомы» не нужны». Отдельные «буржуазные спецы» приветствуются (если и правда они «спецы»), но партия – не нужна.
Во-вторых, большинство сегодняшних руководителей СПС, вдохнув пиратского воздуха свободы, не захочет возвращаться к бухгалтерским нарукавничкам. Чтобы вернуть СПС в стойло «умеренно-аккуратных правых», надо опять перетряхнуть партию. Не говоря уж, что на этой поляне пасется «Гражданская сила». Не бог весть какая силища, но они-то такие цели изначально задекларировали.
Правда, я сильно сомневаюсь, что эти «гражданские спойлеры» смогут стать реальной политической силой: все-таки запах «второй свежести», очевидная «зависимость» (деликатно выражаясь!) от власти – совсем не то, что может привлечь «оппозиционных либералов». А люди, симпатизирующие властям, естественно, от добра добра не ищут – и, не мудрствуя лукаво, голосуют за ЕР, где, кстати, тоже хватает «либеральных чиновников».
Ну хорошо.
Лидеры не цепляются за кресла, Белых, как положено проигравшему, сам подает в отставку |
Теперь – главный вопрос.
И почему об этом вообще так много говорят и пишут?
Ну, две партии, в сумме набирающие меньше 3% голосов! Кого может волновать эта «трагедия русского либерализма»? Лопнули? И ради Аллаха, делов-то! Остались? Да живите вы, опять же – кого вы касаетесь? В какой «мелкоскоп» вас углядишь-то?!
Пренебрежимо малая величина!
Вон, про Аграрную партию, которая одна набрала столько же, сколько СПС и «Яблоко» вместе, никто не вспоминает.
Да что там про Аграрную! ЛДПР, в Думу попала – но никто ею не интересуется. Разве что Жириновский в очередной раз что-то «отмочит» – и всё.
Так откуда такой «посмертный интерес» к «демократам»? Для этого много причин. И очень весомых.
Инерция? Да, примелькались, остались связи среди журналистов и политтехнологов, в том числе кремлевских.
«Нас мало, но мы в тусовках»? Да, партии берут не только количеством своих избирателей, но и качеством. 1% избирателей – это ничто. Но если среди тех же 600–700 тыс. человек хотя бы 100 тыс. человек из активной столичной околополитической среды – это уже совсем другое дело! Влияние куда больше, чем у пары миллионов «сельских тружеников» и пенсионеров.
Есть этому факту и косвенное доказательство – в Центральном избирательном округе Москвы, где и живет львиная часть элитной тусовки, был самый высокий по стране процент голосовавших за СПС. «Партия Садового кольца» – это не всегда плохо!
Связи на Западе? Безусловно, не последнее дело. Что ж – есть такие связи. Нашакалили, понимаешь…
Сколько их ни топчи, ни изничтожай (политически, разумеется!), но «эту песню не задушишь, не убьешь»? Да. Песня называется «прозападная либерально-космополитическая идеология». Много у нее носителей или мало, влиятельны они или не очень, но сама эта идеология есть в мире, есть и в России. А идеологий вообще-то очень мало, на пальцах одной руки уместятся.
Агрессивный национализм (нацизм). Левый, «державно-советский» национализм, патриотизм. Умеренно-консервативный буржуазно-государственный национализм, патриотизм. Космополитический либерализм.
Вот, пожалуй, и все, наличествующие в России.
Идея, овладевшая массами, становится материальной силой? Да, знаем.
Но неизвестно, какой должна быть минимальная численность этой «массы». И, во всяком случае, сторонников таких идей в РФ много больше, чем избирателей СПС и «Яблока».
И самое главное: идеи, идеологии обречены взаимодействовать друг с другом, вести диалог (подчас очень агрессивный), самоопределяться, отталкиваясь друг от друга. Иной жизни, иного способа существования, кроме как в споре друг с другом, у них нет. (Другое дело – каковы формы этого спора в СМИ: разрешаются ли ответы оппоненту, скажем…).
Раз носителями («жрецами») прозападного космополитического либерализма, за неимением других, оказываются СПС и «Яблоко», то они тем самым и обречены жить – или в виде реальных оппонентов, или хотя бы в виде идеологических фантомов, с которыми продолжает спорить и спорить партия власти. Потому что иного способа идеологически реализоваться у нее – нет.