Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

13 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

18 комментариев
7 октября 2007, 11:41 • Авторские колонки

Екатерина Сальникова: «Взгляду» 20 лет, или Застава перестройки

Екатерина Сальникова: «Взгляду» 20 лет

Екатерина Сальникова: «Взгляду» 20 лет, или Застава перестройки

Легендарная программа «Взгляд» прочно связана в нашем сознании с перестройкой. Ее всегда было принято сравнивать с советским вещанием. Однако 20-летний юбилей «Взгляда» побуждает к сопоставлению культового шоу с телевидением нынешним.

Последнее страшно далеко от традиций взглядовского времени. Тем не менее «Взгляд» можно в какой-то мере считать предвестием современных массмедиа.

Что отринула наша эпоха и что взяла на вооружение с легкой руки «Взгляда»?

Сейчас «Взгляд» не влез бы ни в один формат. Неслучайно он именовался информационно-музыкально-публицистической развлекательной программой для молодежи. В нем перемешались все жанры сразу. И темы – про все сразу. Про Сталина и рок-движение, про современную коррупцию и революцию 1917 года. Самой большой натяжкой оказалась заявленная ориентация на сугубо молодежную аудиторию.

Во «Взгляде» отображалось броуновское и взрывоопасное бурление времени. Хаос истории сулил надежду на глобальные перемены – а вдруг к лучшему?

«Взгляд» смотрела в первую очередь не молодежь, а люди среднего возраста и пенсионеры, то есть те, кому интересно жить судьбой страны, а потом уже личной жизнью.

Если сегодня возникает ностальгия по «Взгляду», то это ностальгия по универсальному восприятию мира и человека. А теперь их принято на ТВ всячески классифицировать, сегментировать и подавать мелкой нарезкой.

Во «Взгляде» отображалось броуновское и взрывоопасное бурление времени. Хаос истории сулил надежду на глобальные перемены – а вдруг к лучшему?

Сейчас доминируют статичные, герметичные телеформаты – своего рода медийный классицизм. Он фиксирует стабилизацию-стагнацию, в которой нет надежды на то, что мир вокруг снова начнет изменяться. Все уже изменилось. Ждать больше нечего.

Тогда народ смотрел в экран, но еще бегал на демонстрации и митинги, подписывался на все подряд «толстые» журналы и обсуждал политику на работе. Жизнь и телевидение конкурировали в борьбе за внимание населения. Теперь смотрят в экран, потому что в жизни ничего нового и интересного не предвидится. Разве что откроется еще один супермаркет.

Во «Взгляде» общественно-политическая информация, драматичные диалоги и развлекаловка объединялись. Но считать «Взгляд» предтечей инфотейнмента было бы натяжкой. Потому что во «Взгляде» серьезно относились и к информации, и к развлечению. Современный же инфотейнмент подразумевает другое. Информация становится поводом развлечься. Акция же развлечения – и это самое противное – наделяется ханжеской миной интеллектуальности и гражданственности. «Взгляду» не требовалось играть в гражданский пафос – им тогда реально жила вся страна вместе с программой.

То был краткий миг, когда, утратив идеологическую каноничность, телевидение стало изобретательным творчеством и еще не превратилось в ремесло для получения гигантских доходов. «Взгляд» был возможен в краткий период, когда свобода слова уже есть, а цензура «капиталистического заказа» еще не сформировалась.

Во «Взгляде» стартовал процесс безудержной коммерциализации ТВ. Он стал роковым для Владислава Листьева
Во «Взгляде» стартовал процесс безудержной коммерциализации ТВ. Он стал роковым для Владислава Листьева

Программу создавали очень и очень многие люди. Название ей дал Эдуард Сагалаев. Во «Взгляде» и для «Взгляда» в разные годы работали Кира Прошутинская, Анатолий Малкин, Владимир Мукусев, Елена Масюк, Владислав Флярковский, Константин Эрнст, Андрей Шепилов, Артем Боровик, Дмитрий Дибров, Иван Демидов, Валерий Комиссаров и другие.

Но в кадре сразу появились Александр Любимов, Владислав Листьев, Александр Политковский, Дмитрий Захаров. В их лице отечественное телевидение обрело новый тип медийных лиц – звезд телеэфира, знаменитых именно благодаря активной жизни в этом самом телеэфире. Медийным лицам «Взгляда» доставалась львиная доля славы трансляторов новых образов и новых истин. В то время как эти образы и истины всегда являются на ТВ результатом коллективных усилий многих журналистов и целой команды профессионалов. Тогда во «Взгляде» разгорались глубокие конфликты. Они обретали громкое общественное звучание.

Сейчас в профессиональном мире ТВ существует строгое распределение ролей, которое не подлежит обсуждению. Декларированно «авторское» телевидение далеко не всегда является действительно авторским. Однако возможны на этой почве только финансовые дрязги и производственные интриги. И никакой политики.

Во «Взгляде» стартовал процесс безудержной коммерциализации ТВ. Он стал роковым для Владислава Листьева, который, в отличие от убитого ранее Дмитрия Холодова, не работал с политически острыми материалами и не занимался журналистикой в строгом смысле слова. К моменту своего убийства в марте 1995 года Листьев превратился почти в телемагната – первого генерального директора ОРТ и президента телекомпании «ВиД».

Наконец, «Взгляд» открыл законы ускоренного, лихорадочного ритма жизни. Когда сейчас вспоминаешь «Взгляд», думаешь, как давно это было – до нашей эры. Как странно это было – Михаил Горбачев передавал именно во «Взгляд» кассету с обращением к народу, записанную в Форосе в дни путча. «Взгляд» и правда был трибуной. «Взгляду» и правда верили. «Взгляд» запрещали, а он прорывался в эфир, допустим, по пятому, ленинградскому каналу или выходил на бытовых кассетах. «Взгляд» был нужен тому, что именуется обществом, а не массовой аудиторией и рекламодателями.

А ведь это тоже было телевидение.

..............