Игорь Переверзев Игорь Переверзев Зачем в Средней Азии любезно принимали Кэмерона

Эмиссары приезжают и уезжают. Встречают их в Средней Азии гостеприимно. Потому что в местных обычаях встречать гостеприимно даже врагов. Угрожать эмиссарам в действительности есть чем. Но без России региону не обойтись.

10 комментариев
Сергей Худиев Сергей Худиев Виктор Орбан провозгласил крах либеральной гегемонии

Любой глобальный проект через какое-то время начинает разваливаться. Оно и к лучшему – глобальной диктатуры нам еще не хватало. Мир суверенных наций, о котором говорит Орбан, определенно не будет раем – но он не будет и прогрессивно-либеральной антиутопией, которая даже на ранних стадиях выглядит довольно жутко.

5 комментариев
Игорь Перминов Игорь Перминов Почему болгар не любят в Евросоюзе

По числу сторонников России Болгария уступает разве что Сербии. При этом властные структуры, захваченные несколькими партиями евроатлантической направленности, регулярно отмечаются злобными выпадами против Российской Федерации.

4 комментария
26 октября 2007, 07:37 • Авторские колонки

Юрий Гиренко: Осеннее обострение

Юрий Гиренко: У экспертов осеннее обострение

Юрий Гиренко: Осеннее обострение

Избирательная кампания в России течет неспешно и негромко – к неотвратимо предопределенному финалу. А в экспертно-политическом сообществе разгораются нешуточные страсти.

К тому, что внутри освободительной тусовки происходит постоянная грызня, все давно привыкли. К высокому эмоциональному градусу атак освободителей на охранителей – тоже. Тут уж куда денешься: по хорошей интеллигентской традиции оппонента нельзя не назвать продажным, бессовестным, лакействующим и «нерукоподаваемым» наймитом преступного режима.

Экспертное сообщество идет трещинами. И его участники, не имея выхода за пределы своего круга, грызут друг друга

Поведение охранителей по отношению к освободителям стало менее традиционным. И дело не в резкости тона – раньше в охранительских текстах всяких «несогласных» тоже характеризовали не шибко одобрительно. И захлесты в прямую грубость нередко случались. И передергивания фактов (хотя, конечно, сравниться с освободителями в разоблачительной риторике не мог ни один, даже самый свирепый, охранитель).

Но вот такого эмоционального накала, когда к оппоненту испытывается настоящая личная неприязнь – такая, «что даже кушать не могу» - раньше не было. Охранители стали по-настоящему ненавидеть освободителей. Это еще можно было бы понять, если бы освободители сегодня представляли возрастающую опасность. Однако все ровно наоборот! От освободительного движения сегодня остался пшик, и никакой оранжевой революции они учинить никак не могут… А злоба растет.

Более того, начались раздоры и взаимные наезды внутри охранительского лагеря, сопоставимые по накалу с внутриосвободительскими разборками. Еще месяц-другой назад трудно было представить, чтобы один охранитель нападал на другого с обвинениями в сотрудничестве со спецслужбами и проч.

Однако сегодня это есть. Происходит форменная bellum omnia contra omnes. Особенно в политической блогосфере. Содержательная дискуссия практически умерла. Сплошные «пятиминутки ненависти», причем крайне заразительные. По себе знаю.

Что же случилось? Откуда нагнетание напряженности и нервозности? Для объяснения ситуации впору воспользоваться универсальной формулой одного известного блоггера: "А разгадка одна - безблагодатность".

Опять же, учитывая, что политическая ситуация-то как раз вполне себе спокойная. Политики почти не дергаются, кампания идет ни шатко, ни валко, все, так сказать, учтено могучим ураганом… Хотя, именно в этом и дело.

Люди, занимающиеся политическими смыслами, встревожены. Во-первых, потому, что им крайне не нравится тот вид, которые приобрела политика. Очевидное возвращение «Большого Державного Стиля» многими воспринимается, как свидетельство если не реставрации, то стагнации. А немногие, которые так не думают, раздражаются такой реакцией, которая представляется им не адекватной.

Но это само по себе не есть достаточное основание для столь горячего полемического пыла, проявляемого нынче политическими умниками. Однако ведь есть не только «во-первых», но и «во-вторых». А именно – в условиях нынешней компании умники почти в полном составе оказались выключены из процесса. Происходит что-то, чего нельзя просчитать и спрогнозировать – можно только угадывать. Экспертные оценки дискредитированы. Вот вам и почва для кризиса профессиональной идентичности…

Еще важнее то, что выключение из процесса происходит тогда, когда мы все ближе к «перевалу». До марта осталось меньше полугода. А что будет потом – непонятно. Возможностей повлиять – почти никаких (даже у особо приближенных к центру принятия решений). Это злит. Это выводит из равновесия. Это провоцирует разнообразные психологические девиации…

А как реагирует российский интеллектуал, даже отказавшийся быть интеллигентом, на подобные раздражители? Он начинает ждать катастроф – и транслирует свои катастрофические ожидания во внешний мир. И раздражается на тех, чьи ожидания не совпадают с его собственными.

И происходит разлом экспертного сообщества. Причем, не по какой-то определенной линии – сообщество идет трещинами. И его участники, не имея выхода за пределы своего круга, грызут друг друга.

Ну и не забудем, что все это происходит осенью. А это – время депрессий и нервных расстройств. Которым особенно подвержены люди творческих профессий. Не исключая и политических экспертов… Опять же – по себе знаю. Но это уж точно пройдет.

«Это осень – и только. Не больше…»

bellum omnia contra omnes (лат.) - Война всех против всех.

..............