Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...
18 комментариевВалерий Федоров: Признаки социального престижа
Валерий Федоров: Что в России считают престижным
Продается шикарный загородный дом-замок на Рублевке… Квартира в Урюпинске… Новая, еще официально не представленная в России модель Lexus… Старые «жигули»… Путевка на Мальдивы… Или в пансионат «Турист»…
В обществе потребления, которым безусловно является современная Россия, эти заголовки из газетных объявлений или рекламного «глянца» имеют не только практическое, но и символическое значение. От того, в каком доме ты живешь, на какой машине ездишь, где отдыхаешь, сегодня зависит не только степень жизненного комфорта, но и твой статус, положение в обществе, престиж в глазах окружающих.
Признаки социального статуса в разных обществах зачастую несходны, они различаются, как различаются культурно-исторические традиции, уровень экономического развития, поведенческие особенности и ментальные стереотипы жителей разных стран. Например, в кочевых, скотоводческих культурах большее значение имеют средства передвижения: в прошлом – лошадь, сегодня – автомобиль. Так, в Монголии, где даже состоятельные люди зачастую не имеют нормального по европейским стандартам жилья, очень высока концентрация «крутых» джипов. В Улан-Баторе вы практически не увидите новостроек, зато количество дорогих машин напомнит вам о московских улицах.
Маниакальное накопительство материальных ценностей как самоцель перестало быть модным
Земля и стоящий на ней дом – традиционно высшая ценность в оседлых земледельческих культурах. Суровый климат в России еще больше повышает значение жилья. Невысокий уровень доходов населения, определяющий недоступность хорошего жилья для большинства россиян, усиливает его практическую и символическую ценность. И как показало последнее исследование ВЦИОМ, среди материальных ценностей в качестве показателя общественного положения безусловно лидирует жилье. Свыше половины россиян считают его главным признаком высокого положения в обществе.
Признание хорошего жилья основным фактором престижа объединяет большинство жителей России вне зависимости от уровня их доходов и типа поселения. Отношение к другим социальным ценностям разделяет нас на две большие группы с сильно отличающимися представлениями о маркерах, признаках социального престижа. Первая группа – жители Москвы и Петербурга, а также обеспеченные россияне из других регионов (концентрирующиеся прежде всего в городах-миллионниках). Им противостоят провинциалы с невысоким уровнем доходов. Для первой группы помимо элитного жилья знаками престижа являются возможности приобретения загородного дома, недвижимости за рубежом, отпуска за границей. Признаки статуса, являющиеся пределом мечтаний небогатых жителей регионов, – наличие автомобиля, дорогой мебели и бытовой техники, – для состоятельных сограждан кажутся совершенно естественными и ничего не значат.
Cвидетельство подлинной «крутизны» для них – это покупка недвижимости за рубежом |
Итак, жители России сегодня делятся на тех, кто уже удовлетворил свои базовые потребности в автомобиле, уютной крыше над головой, удобной бытовой технике и мебели, и тех, кто пока пытается обеспечить себе хотя бы минимальный жизненный комфорт. Первые, решив основные социальные проблемы, думают о том, какие еще материальные ценности могут повысить их статус в глазах окружающих, – дача на Рублевке? дом в Париже? Вторые же только сейчас, по большому счету, включаются в потребительскую лихорадку и склонны гордиться даже небольшими своими материальными достижениями.
Интересно, что в последние десятилетия в странах «золотого миллиарда» признаком высокого статуса становятся категории, все меньше связанные с обладанием материальными ценностями. Основой престижа человека становится тот творческий вклад, который он внес в развитие общества. Наше же общество еще очень далеко от обращения к нематериальным оценкам социальной успешности. Мы пока принадлежим к той большей части человечества, которая воспринимает общественный престиж как результат доступа к определенному набору материальных благ. И такая структура ценностей характерна как для состоятельного меньшинства, так и для бедного большинства россиян.
На Западе ситуация, схожая с нынешней российской, отмечалась в послевоенные годы, но уже с середины 1960-х, когда стало взрослеть первое послевоенное поколение, пик потребительского насыщения прошел, дав место новым, пост- и даже антиматериалистическим мотивациям. В насытившемся «обществе потребления», когда покупка бытовой техники, квартиры, машины практически для каждого гражданина перестала быть задачей сверхтрудной, со всей силой встал другой вопрос – иметь или быть?
Что в настоящее время в России является признаком престижа, статуса? (до трех ответов) |
Вопрос «Иметь или быть?» задавали себе люди и в Советском Союзе. Вспомним хотя бы знаменитые дискуссии о вреде «вещизма»! У нас это, однако, быстро выродилось в рассказы о вреде сахара в обществе нарастающего дефицита. Да и странно было бы ожидать, что вещизм отвергнут те, у кого вещей в достаточном (не говорю уже об избыточном!) количестве никогда и не было. Власти внушали населению, что стремление к обладанию материальными ценностями – зло, пережиток проклятого капиталистического прошлого, сами одновременно беззастенчиво обогащаясь и вывозя недоступные другим тряпки из-за границы.
Перестройка открыла широкую дорогу потребительской лихорадке. Сегодня появилась категория людей, уже удовлетворивших свои первоначальные материальные запросы. Их число по мере фронтального развертывания экономического подъема постоянно увеличивается. Но будет ли меняться структура ценностей у россиян и если будет, то как и когда?
Очевидно, что «новые богатые» далеко еще не наигрались своими модными и дорогостоящими игрушками. Роскошь во всех видах, а особенно роскошь вызывающая, наглая, «азиатская», им необходима, поскольку символизирует для них жизненный успех. Другого мерила успеха, другого свидетельства того, что «жизнь удалась», у них нет и вряд ли появится. Если и рассчитывать на зарождение творческих, постматериалистических ценностей в этом слое, то следует подождать, пока вырастут их дети, лишенные пиетета перед богатством. Не обожествляющие достаток, а воспринимающие его как обычный порядок вещей, как данность, за которую не нужно особенно цепляться, а напротив, от нее следует оттолкнуться и идти вперед.
Впрочем, такое «постматериалистическое» будущее – удел лишь десятков тысяч из десятков миллионов наших ныне живущих соотечественников. Для остальных же по-прежнему важнее вопрос, как отыскать путь наверх по социальной лестнице. И здесь надо сказать о том показателе высокого общественного статуса, который равно важен и для состоятельных, и для неимущих россиян. Это качественное образование для детей, образование как главный лифт, обеспечивающий общественную мобильность. И это обстоятельство позволяет надеяться, что новое, более образованное и более самостоятельное поколение сформирует такое общее социальное пространство, которое будет не на эгоистическом разделении на богатую и бедную Россию, а на общих позитивных и творческих ценностях.