Глеб Простаков Глеб Простаков Китай и Россия сыграют в игру на раскол Европы

Первым в топку экономической войны с КНР американцы, вне всяких сомнений, бросят Евросоюз, который является вторым по значимости после самих США торговым партнером китайцев. Однако плюшек, которые предлагает Китай, может оказаться недостаточно для того, чтобы европейские страны предали гегемона, – слишком велика зависимость от США.

0 комментариев
Игорь Мальцев Игорь Мальцев Чем смешны убеганты

«Популяризатор науки» считает, что именно из средств от ее лекций в Европе можно будет составить бюджет нового государства в Монголии. Теперь вы понимаете, каков уровень государственного мышления у людей, которые на Болотной кричали «Мы здесь власть!».

15 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Средней Азии придется играть по новым миграционным правилам

В Бишкеке в Душанбе жалуются на резкое ужесточение контроля за въезжающими гражданами этих стран в Россию. Гастарбайтеров тщательно проверяют на пунктах пропуска, и многих отправляют обратно.

10 комментариев
8 июня 2006, 17:32 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Глухой шум из-за двери

Леонид Радзиховский: Загадки отставки Устинова

Леонид Радзиховский: Глухой шум из-за двери

Вертикаль истории в нашей стране такова, что остаются только Первые Лица. Как говорил в свое время Николай I: «В России знатен только тот, с кем Я говорю. И только на то время, пока Я с ним говорю».

Отставка прокурора невольно вызвала в памяти знаменитое место из Гоголя: «Вот прокурор! Жил, жил, а потом и умер! И вот напечатают в газетах, что скончался, к прискорбию подчиненных и всего человечества, почтенный гражданин, редкий отец, примерный супруг, и много напишут всякой всячины; прибавят, пожалуй, что был сопровождаем плачем вдов и сирот; а ведь если разобрать хорошенько дело, так на поверку у тебя всего только и было, что густые брови».

Конечно, Владимир Васильевич жив-здоров, чего ему от всей души и желаю. И все же что-то в этом отрывке к нему, ей-богу, относится. И дело вовсе не в слове «прокурор», и уж тем более не в «густых бровях» (которых у него, как известно, нет).

А вот газетчики, истосковавшиеся по новостям и сплетням, и впрямь подняли вой – правда, совсем не такой, как тот, о котором писал Гоголь. Комплиментов в адрес отставника, «милости к падшим» в комментариях нашего брата было совсем немного, все больше другое – «и я его лягну, пущай ослиное копыто знает».

Генпрокурор входит в тот краткий список кремлевских небожителей, о которых, как о мертвых, – или хорошо или никак

Но и то сказать – стосковались люди! «При жизни» генпрокурор входит в тот краткий список кремлевских небожителей, о которых, как о мертвых, – или хорошо или никак. Зато после его отставки можно отвести душу!.. Вплоть до того распоясались щелкоперы, что сперва эдак робко, а потом и довольно нахально стали всуе поминать не то что прокурора, но и самого И.И.Сечина – близкого друга и родственника В.В.Устинова. А уж имя Игоря Ивановича еще неделю назад точно ни один журналюга (кроме отпетых карбонариев) не назвал бы вслух и ни один редактор и под пыткой бы не напечатал. А тут на тебе…

Так что совпадение с Гоголем есть – не в меру расчирикались воробушки, пташки-канареечки!

И второе совпадение: расчирикались-то, как верно подметил классик, на совершенно пустом месте.

Я опять же далек от того, чтобы умалить заслуги В.В.Устинова. Нет-нет, он и влиятельный и старательный – провел дело ЮКОСа, еще какие-то громкие дела, часто выступал, «внушал» одним своим видом, в конце карьеры вдруг не в меру как-то даже загрохотал: «коррупция! коррупция! кругом одна коррупция!» Но, по совести, разве не об этом сказал Гоголь: «На поверку всего только и было, что густые брови».

Да… Мало что остается от чиновника – почти любого чиновника! – если «вычесть мундир». Есть мундир – есть проблема, нет мундира – нет проблемы. Чиновник без мундира, как правило, мнимая величина (опять же – совершенно безотносительно к его, быть может, превосходнейшим человеческим качествам). От ученого/писателя остаются идеи, тексты, от бизнесмена – созданная им фирма, а от чиновника? Протоколы заседаний да тухлые скандалы на сайте compromat.ru… В то же кресло опустился другой… человек – вот и все.

Я, разумеется, не говорю о тех редчайших фигурах, которые действительно играли САМОСТОЯТЕЛЬНУЮ роль. Таких в истории России по пальцам перечесть, и разуваться не надо: Потемкин, Аракчеев, Сперанский, Витте, Столыпин. Ну вот, наверное, и все. В советское время, пожалуй, Троцкий, Бухарин, Берия… Ну, с некоторой натяжкой – Косыгин, Суслов, А.Н.Яковлев. Из новейшей истории – Чубайс, Примаков, да еще полудраматический-полукомический, полуученый-полууголовник Березовский. Я сознательно не оцениваю их взгляды, результаты их деятельности. Говорю лишь о тех, кто имеет шанс сохраниться в Истории – а не в истории своего ведомства.

Да, вертикаль истории в нашей стране такова, что остаются только Первые Лица. Как говорил в свое время Николай I: «В России знатен только тот, с кем Я говорю. И только на то время, пока Я с ним говорю».

Путин – по каким-то своим, нам все равно неведомым причинам – перестал говорить с Устиновым. И все (фото: ИТАР-ТАСС)
Путин – по каким-то своим, нам все равно неведомым причинам – перестал говорить с Устиновым. И все (фото: ИТАР-ТАСС)

Путин – по каким-то своим, нам все равно неведомым причинам – перестал говорить с Устиновым. И все. Когда-то я уже писал о сходном эффекте по отношению к такому «тяжеловесу», как М.М.Касьянов. Оказалось, что основной вес создавала рука Первого Лица, лежавшая на его плече. Рука соскользнула – но вес остался в руке, а «плечо без руки» быстро стало сдуваться… То же относится и к такой совсем не тяжеловесной (может быть, слишком нетяжеловесной!), но бойкой личности, как А.Н.Илларионов. Пока он обличал власть, стоя на плечах власти, был заметен. Когда стал то же самое делать с высоты своего собственного роста, эффект как-то резко поубавился.

Разумеется, «честный бюрократический тяжеловоз» В.В.Устинов не станет в отставке выделывать кренделя на арене публично-политического цирка. Нет, он тихо, мирно протрусит за кулисы политики – на пенсию, на должность рангом пониже или вовсе в бизнес. Словом, в какую тень пошлют – там и растворится. Как ушли Бурбулис и Хасбулатов, Шумейко и Шахрай, Филатов и Сосковец, Козырев и Грачев, Коржаков и Барсуков, маршал Сергеев, дипломат Иванов, Волошин и Рушайло, Полторанин и Лесин и десятки, сотни других рангом пониже. Политический ветер и опавшие бюрократические листочки – классическая русская поэзия…

Перетирать версии ухода – от «упущений по службе», до тесной дружбы с Лужковым – я не стану, за эту неделю политические сплетники и так перестарались. Настоящих причин нам все равно никто не назовет, да и кому все это будет интересно еще через неделю? Самую смешную и трогательно-детскую назвал Борис Абрамыч: Устинова сняли из-за того, что не смог добиться выдачи Березовского. Остается добавить, что Тони Блэр остался премьером потому, что этой выдачи не допустил…

В общем, ну ушли и ушли… Кстати, мотивы отставок чиновников не сообщают не только в нашем бюрократизированном обществе. В США ушли в отставку директора ЦРУ, но внятных причин так и не назвали. Допустим, ЦРУ – организация секретная, но и отставки в аппарате Белого дома никто ясно не объяснил.

Однако есть и разница.

На Западе нет такого дефицита публичной политики. Да, отставки в исполнительной власти там часто (хотя далеко не всегда) идут без объяснения. Но у журналистов и публики это не вызывает такого болезненного любопытства, такого желания засунуть нос в замочную скважину, ведь для удовлетворения информационно-политического голода остается хотя бы парламент. У нас же, с тех пор как Дума стала тем, чем она стала, все внимание публики направлено только на запертые двери высоких кабинетов. И всякий глухой шум «оттуда» получает мощный кухонно-газетный резонанс.

Так, в советские времена долго и горячо спорили – что означает порядок появления самодвижущихся мумий на мавзолее Мумии? Кто стоит через сколько фигур от Самого – Суслов через одну руку, но слева, а Полянский через три, но справа. Почему? Что бы это значило с точки зрения сравнительного влияния Суслова или Полянского? И никто не обсуждал при этом вопрос: а чем, собственно, они, с их влиянием друг от друга отличаются и какое все это вообще имеет отношение ко мне, к реальной жизни нормального человека? Вопрос этот не задавали ввиду его очевидной неразрешимости…

Возвращаясь к отставке Устинова – она не повлияет на климат, не будет ни либеральной весны «именин сердца», ни дальнейших полицейских холодов «подмораживания России». Не ищите глубоких причин и глобальных следствий там, где речь идет всего лишь о свинчивании таблички с одной фамилией и привинчивания таблички с другой фамилией.

Даже если за табличкой – очень просторный пустой кабинет.

..............