Сергей Худиев Сергей Худиев Нужно ли в России многоженство

Полигамия (когда у человека больше одной жены) считается законной в исламе, и восходит к примеру его основателя. Современные мусульмане не могут отменить эту практику – а могут только ее как-то регулировать. Вопрос в том, как нам, всем остальным, на это реагировать.

23 комментария
Игорь Караулов Игорь Караулов Путин заглянул на следующую страницу истории 

Важнейшая вещь, которую выделил президент в ходе «Итогов года»: России не нужно перемирие, России нужен прочный и устойчивый мир. В стране много дел, после заключения мира нам предстоит решать свои текущие вопросы. «О доме надо думать!» – вот ключевая фраза, которая многим запомнилась больше всего.

12 комментариев
Юрий Мавашев Юрий Мавашев Подводные камни успеха Турции в Сирии

Любую победу надо еще уметь переварить. Об этом было бы полезно помнить туркам, которые всерьез решили, что судьба им улыбнулась. Обычно за головокружениями от успехов следует иллюзия, что «прокатит» теперь везде. Но можно не сомневаться – арабские страны еще обязательно скажут свое слово.

21 комментарий
24 мая 2006, 06:17 • Авторские колонки

Павел Руднев: Выживание «Театра.doc»

Павел Руднев: Выживание «Театра.doc»

Стесняться нечего: в России бедность – не порок. Но произнести это своими словами нужно: 28 мая столичный Театр документальной пьесы «Театр.doc» проводит акцию в свою поддержку, акцию, суть которой – заработать немного денег на то, чтобы смочь «жить и работать» дальше

В этот день в подвале в Трехпрудном переулке соберутся лучшие артистические силы «Театра.doc» – в лучших традициях дивертисмента.

Сборы с билетов пойдут на самые минимальные нужды: аренду подвальчика и погашение долгов за коммунальные услуги, на то, чтобы этот уникальный театр прожил хотя бы еще один год. Но эта статья – не анонс вечера, а разговор о том, как выживает сегодня некоммерческое поисковое искусство.

О проблеме финансовой выживаемости авангардного, экспериментального или даже просто негосударственного театра буквально «кричало» все последнее десятилетие.

Судите сами: со славной эпохи перестройки, эпохи хозрасчетных театров, когда государство отменило монополию на театр, на культурной карте страны едва ли остались один-два театра, открытые на просторе этой вольницы середины 80-х.

Театр, как и любое производство, не поддержанное корпорациями, сетевым маркетингом или госмонополией, разваливается и гибнет

Театр, как и любое производство, не поддержанное корпорациями, сетевым маркетингом или госмонополией, разваливается и гибнет, если не производит рейтинговый продукт. Из блистательной плеяды авангардистов конца 80-х, развивавшихся на энергетическом топливе перестройки, в строю ныне только театр Дмитрия Арюпина «ЧерноеНЕБОбелое», испытывающий трудности проката и содержания высокотехнологичных спектаклей.

Более того, ситуация «хужеет». 2000-е годы в российском театре – годы без театрального авангарда, без изобретения новых форм и даже без потребности в них.

Театр нарабатывает капиталы на традиционном реалистически-мхатовском репертуаре, стиле игры, актерской технике психологического переживания. Этому феномену материнской привязанности к русскому психологическому театру отчасти есть объяснение. Советский театр не только утвердил мхатовскую модель искусства как догматическую, но (по причине существования в СССР цензуры) не прошел опыт раскрепощения театра через драматургические новации второй половины XX века.

Европейский абсурд 60-х и 70-х разрушил в европейском театре веру в звучащее слово, веру в логику сценического действия, веру в психологизм как единственно верный способ постижения жизни на сцене.

Не прозвучав для русского театра, абсурд не совершил в русском театральном искусстве очистительную функцию. Сценический язык в России в основе своей остался очень позитивным, очень «мхатовским», очень «нравственно-морализаторским».

Это было бы еще ничего, но есть более страшный вывод: только такое театральное искусство, реалистическое и психологическое, можно назвать продаваемым. Остальное – на грани выживания.

В России (в отличие от Запада) театральный авангард не продается. Более того – он не поддерживается государством программно, как должны поддерживаться, ну, скажем, новации в области науки. Государство поддерживало до сих пор только модель репертуарного театра с классическими формами и традиционным укладом.

В чем конкретно «несчастье» «Театра.doc»?

Он пал участью своих героев и даже своей публики. Театр документальной пьесы занимается изучением различных социальных групп, в большинстве своем неблагополучных, рискованных.

В «Театре.doc» работают, в большинстве своем, студенты-дебютанты и молодые театральные звезды, чьи скромные гонорары пока еще позволяют выходить им на подвальную сцену. К публике здесь всегда относились хорошо, дорогими билетами не баловали, более того – большинство культурных акций проходит бесплатно, во имя соприкосновения публики и искусства.

А в России, что ни говори, имеет власть следующая пословица преферансиста: «Деньги идут только к деньгам». Так было всегда и так складывается сегодня.

 Драматург Михаил Угаров
Драматург Михаил Угаров

Если ты не гламурен, то ты неудачник, тебе помогать не надо. «Театр.doc», как и весь театральный авангард, неформатен. И тщетны были и будут попытки руководителей «Театра.doc» Елены Греминой и Михаила Угарова обращаться к государству: поддержки не последует.

Единственный выход для такого рода театра – западные деньги, на средства которых «Театр.doc» начинал работу. Но, как назло, экономические реформы в России увели из страны любые иностранные фондовые деньги, и в этом смысле, опять же, театральному авангарду рассчитывать не на что.

Нет, конечно, помощь государства была всегда – ну или почти всегда. «Театр.doc» получал гранты и ФАККа, и Комитета по культуре города Москвы. Но жить на гранты – это как жить при богатом дядюшке, за настроением которого надо тщательно следить: он то щедр, то капризен, то обидчив, то требует регулярных визитов.

Так произошло с театром в этом сезоне, когда ему отказали во всех инстанциях, – вероятно, власть полагает, что театр за несколько сезонов мог сильно обогатиться и стать способным содержать себя самого.

Фактически сегодня «Театр.doc» существует как частный театр, фактически нужный только его организаторам – драматургам Елене Греминой и Михаилу Угарову. А так как в нашей стране труд драматургов оплачивается совсем не так, как представляется завистникам, полагающим, что «Театр.doc» – филиал «Роял Корта» с прямым финансированием из Великобритании, то отдают на театр деньги совсем не лишние, буквально вырывая из семейного бюджета.

Общественно полезный «Театр.doc», редкий театр в Москве, который ставит перед зрителем вопросы национальной значимости и постоянно открывает таланты, – существует на деньги двух не самых богатых частных лиц, в этом же театре работающих. «Пайщики!» – сказали бы мы и тут же усмехнулись нелепости такого сравнения.

«Театр.doc» как организация – под стать какой-нибудь младокомсомольской бригаде или самодеятельному театру на селе. Его открыли драматурги-подвижники – люди, благодаря усилиям которых некогда началось – с чистого нуля – движение за современную пьесу на современной сцене.

Двое драматургов фактически отказались от собственного творчества ради того, чтобы вложить свои силы в общественное дело, в объединение драматургических сил страны. Те пятнадцать лет, которые прошли с тех пор, когда началось движение «Любимовка», свидетельствует о том, что Гремина и Угаров выиграли неравную битву с косным театральным организмом: российская новая драма вырвалась на сцены страны и даже приобрела немало поклонников на западе.

«Театр.doc» продолжил дело «Любимовки» и, более того, дал драматургическому движению ее первую, завоеванную боями, сценическую площадку. «Театр.doc» объединяет толпы творческой молодежи, о нем в Москве ходят легенды.

Наверное, сегодня можно было обвинить «Театр.doc» в элементарно плохом менеджменте (он, по правде говоря, всегда страдал). Но художники (театром правят драматурги) имеют право не быть менеджерами, а на хорошего директора еще нужно заработать или по крайней мере резко изменить эстетические критерии театра. Но здесь всегда исповедовали идеологию нестяжательства, внепартийности и булгаковский принцип ни о чем никого не просить.

Драматург Елена Гремина
Драматург Елена Гремина

Театр строится по принципу конфедерации – редчайший принцип устройства театрального организма, обычно тоталитарно-тиранического. Актерско-режиссерские команды собираются здесь на один спектакль и полностью ответственны за весь процесс от начала репетиций до проката, включая уборку помещения, рекламу и администрирование.

Денег за аренду тут ни с кого не берут, руководство ответственно лишь за коммунальные расходы (именно этих денег «Театру.doc» сегодня и не хватает) и минимальный контроль за территорией. «Театр.doc» находится в подвале элитного дома в Трехпрудном переулке. Подходы к подвалу фактически не оборудованы: железная дверь, шаткая, выщербленная лестница, рядом вход в вентиляционные шахты, в «логово» слесарей.

Сцена и зрительный зал имеют минимум удобств и пространства – по сути это театр в двух малометражных комнатах. Для театра, о котором много и восторженно пишет центральная пресса, – положение плачевное, но и концептуальное: гражданское искусство не бывает гламурным. Театр, где презирают театральность, должен презирать и комфорт, и буржуазный театральный стиль.

«Театр.doc» возник как театр проектный, посвященный одной весьма модной тенденции современной театра – документальной пьесе, технологии verbatim.

Как драматургическая техника, verbаtim противостоит игровому театру, театру выдумки и фантазии.

Здесь, по сути, занимаются наукой, социологией, физиологией общества. Драматург (зачастую в компании с актерами и режиссером) идет «в народ», где записывает диалоги и монологи интересующих его людей. Стена между героями пьесы и ее прототипами, таким образом, рушится, они оказываются тождественны.

С помощью легкой литературной обработки и не слишком изобретательной режиссуры (она просто обязана тщательно сохранить документальный текст), в которой актеры реализуют наблюдения за проинтервьюированными персонажами, выстраивается спектакль, где самая важная вещь – познание, изучение, попытка понять персонаж, человеческий тип, ситуацию, современного героя, списанного с реальности.

«Театр.doc» – пространство безграничного гуманизма, изучения человека человеком. С помощью документа театр избавляется от фальши, театральности, подлой необходимости быть в театре «инаковым». А само театральное высказывание обретает газетную остроту, актуальность, ритм, плоть и кровь современной жизни.

В «Театре.doc» зритель сталкивается с реальностью лицом к лицу, он избавляется от вечного страха перед действительностью, характерного для нашей эпохи. «Театр.doc» – театр гражданского самосознания.

«Театр.doc» открылся в марте 2002 года. Что было сделано маленьким скромным подвальным театром на 50 зрителей со скромными средствами за эти четыре года?

Театр поддержал и вывел в люди двух главных новаторов современного российского театра – Ивана Вырыпаева и Владимира Панкова, здесь были выпущены прославившие отечественный театр на западных фестивалях спектакли «Кислород» и «Красной ниткой».

Здесь говорили о чеченской и афганской войнах – в спектаклях «Цейтнот» и «Солдатские письма». Здесь говорили о судьбе женщины в современном мире – в спектаклях «Про мою маму и меня», «Красавицы. Verbatim» и «Преступления страсти».

Здесь внедрялись в высшие эшелоны российской политики – в спектакле «Трезвый PR». Здесь впервые в российском обществе замечен и выведен на сцену новый класс – класс менеджеров среднего звена, более похожий на клан с особой системой ценностей, – в спектакле «Манагер».

Президент России Владимир Путин в обращении к народу говорит о необходимости повысить рождаемость, но это, скажем так, библейское пожелание
Президент России Владимир Путин в обращении к народу говорит о необходимости повысить рождаемость, но это, скажем так, библейское пожелание

Здесь дали высказаться заключенным женщинам в спектакле «Яблоки земли». Здесь дали высказаться наркоманам в спектакле «Вилы». Здесь в спектаклях Театра простодушных социально реабилитируются актеры с синдромом Дауна.

Здесь началось движение «Кинотеатр.doc» – фестиваль документального кино, выросший в самостоятельную влиятельную промоутерскую структуру. Здесь выпускали свои дипломы ученики Камы Гинкаса.

Здесь в «Большой жрачке» оценивали степень аморальности современного телевидения. Здесь разговаривают с публикой о российской демократии в спектакле «Демократия.doc». Здесь решали геополитические вопросы и говорили о достоинствах миграции и ужасе ксенофобии в спектакле «Война молдаван за картонную коробку».

Здесь заговорили о национальной совестливости, бедственном положении отечественной медицины и подвиге сельских врачей в спектакле «Док.тор». Здесь, наконец, впервые в нашем обществе, покрытом системой запретов и табу, заговорили о Беслане в спектакле «Сентябрь.doc» – причем представив на равных сразу несколько точек зрений на проблему исламо-христианского конфликта.

Впечатляет даже не интенсивность жизни театра документальной пьесы и даже не количество общественно-важных тем, поднятых нищим, аскетичным театром, а прежде всего та уникальная ситуация, при которой «Театр.doc» оказывается первым и единственным театром России, обращающимся к вопросам, без общественного обсуждения которых мы не имеем права называться нацией.

Беслан, национальный вопрос, миграция, гибель села, падение профессии, аморальность телевидения, самоощущение поколения next. Если театр в России, по словам Гоголя, все еще является кафедрой, с которой можно заговорить с публикой, то единственным настоящим театром, выполняющим общественную функцию разговора о наболевшем, является «Театр.doc». Больше никто не осмеливается.

И вот парадокс. Театр, подымающий общественные проблемы национального масштаба, не получает ни копейки денег от государства, общества, нации.

Впрочем, что же тут говорить – разве только лишь в театре дело.

Только в России может случиться подобный казус: президент России Владимир Путин в обращении к народу говорит о необходимости повысить рождаемость, но это, скажем так, библейское пожелание не обеспечено ни одним государственным, административным шагом по улучшению условий материнства в России, где воспитание, медицинское обслуживание и кормление детей целиком и полностью ложится на плечи самих родителей. Будто действительно дети рождаются не для того, чтобы поддержать генофонд и нацию, а на риск и страх самих родителей, готовых или не готовых на свои экстра-деньги «завести» ребенка, как собачку.

Так и Елена Гремина с Михаилом Угаровым теперь всю жизнь будут расплачиваться за театр, который приручили, потому что закрыть этот проект у них просто совести не хватит.

Если ситуация с «Театром.doc» будет разворачиваться так, как сегодня, и театр будет все чаще чувствовать себя театром, нужным только самому себе и способным существовать только на общественных началах, доброй инициативой их создателей, то мы будем вынуждены признать нескрываемую фальшь культурной политики государства.

Получается, что в лице репертуарного театра власти выгодно поддерживать комфортное, «народное» искусство, развлекательный театр, искусство успокаивающее и не тревожащее сознание аудитории.

Государство берет на себя право быть монополистом в высказываниях по общественным вопросам, а театру оставляет нишу «утешения» общественных нравов. Эпоха демократии закончилась, господа.

Более подробно о вечере поддержки «Театра.doc» можно прочесть на сайте театра.

..............