Анна Долгарева Анна Долгарева Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

2 комментария
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

0 комментариев
Александр Носович Александр Носович Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.

11 комментариев
28 февраля 2006, 15:40 • Авторские колонки

Леонид Радзиховский: Последнее прибежище патриота

Леонид Радзиховский: Спорт - прибежище патриота

Леонид Радзиховский: Последнее прибежище патриота

Турин – неплохое прибежище! Не всякому, понятно, по карману, но, как говорится, «телом дома, душою – в Турине». Именно туда, болеть за наших, улетели души десятков миллионов патриотов-болельщиков.

Я абсолютно равнодушен к спорту. Но чужую любовь горячо приветствую. По простейшей причине: пусть дерутся на поле, даже на трибунах (черт с ним!), – лишь бы не на поле брани.

Да, я вполне буквально воспринимаю лозунг «О спорт, ты мир!» Спорт – сублимация войны, бескровная замена войны в современном мире, щелочка для безопасного выпускания военно-патриотического пара. Этот пар выходит с потом и криком болельщиков, выливается (извините!) вместе с пивом, которым подзарядились фанаты. И чудесно – чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не дралось.

Борьба с «чужаками», с чужой стаей, за «жизненное пространство» – это, по-видимому, базовый инстинкт обезьяны вида homo sapiens. Разумеется, всегда, с обеих сторон, эта война – только чисто оборонительная (в самом крайнем случае – превентивная), никто никогда не нападает, все всегда только защищаются. По большому счету, потребность в такой борьбе – это атавизм, иррациональное, саморазрушительное, но абсолютно неодолимое поведение, инстинкт, безусловный рефлекс. Еще в канун Первой мировой войны лауреат Нобелевской премии мира Н. Энджелл написал свой знаменитый политический бестселлер «Великая иллюзия» – об экономической абсурдности войны во взаимосвязанном мире и для побежденных, и для победителей (в канун Второй мировой Жан Ренуар снял фильм с тем же названием – о психологической абсурдности войны). Но люди – стада Санчо Панс, ведомых хищными Дон Кихотами, – бегут за иллюзиями, а особенно активно у них отделяется горячая слюна при появлении Великих (т. е. кровожадных) иллюзий.

Футбол – это самая прозрачная, самая очевидная, самая похожая имитация настоящей войны. Силовое столкновение двух национальных команд!

Спорт дает выход адреналину! «Вашу бы энергию – да в мирных целях». Спорт позволяет выпускать энергию патриотической гордости/ревности/злости как раз «в мирных целях»… создавая для этого квазивоенные ситуации.

В самом деле – когда спорт стал (особенно в Европе, России, США) предметом массового помешательства, почти религиозного культа? После 1945 года. Да, спорт любили и до этого, но безумный фанатизм болельщиков стал по-настоящему массовым именно после войны. Почему? Мне кажется, что одна из причин именно в этом – все понимают, чувствуют, что «настоящая война» (т. е. между великими державами) больше невозможна. И вот те же чувства (а чувство стадной агрессии против «чужих» никуда не делось) изливаются по другому руслу.

Какой спорт вызывает самые безумные эмоции из всех безумных? Несомненно – футбол. Почему? Потому что футбол – это самая прозрачная, самая очевидная, самая похожая имитация настоящей войны. Силовое столкновение двух национальных команд! Ну если это не война – то что же такое война?!

То же относится к другому популярнейшему спорту – хоккею.

Силовые индивидуальные столкновения (бокс, борьба) все-таки менее популярны – эта модель войны грубее того же футбола, но не так точна, утрачен элемент массовости, элемент «стратегической игры».

Еще менее популярны массовые виды спорта, где ослаблен (волейбол, баскетбол) или вовсе утрачен (гребля) элемент силового столкновения, прямой агрессии.

Конечно, есть виды спорта (теннис, гимнастика) крайне популярные, но очень отдаленно напоминающие войну. Но, черт возьми, – кроме войны в жизни есть еще кое-что, вызывающее выделение гормонов И кто, глядя на Машу Шарапову, не сообразит, что это за «кое-что»!..

Какой спорт вызывает самые безумные эмоции из всех безумных? Несомненно – футбол
Какой спорт вызывает самые безумные эмоции из всех безумных? Несомненно – футбол

Спортивно-патриотические эмоции в наше время «отдельно смешны» просто потому, что в «национальных сборных» играют, как известно, наемники всех цветов кожи, из всех стран мира. Но – «война все спишет»! И истинный патриот, не переваривающий «черных», заходится в восторге при виде негра-футболиста, играющего за его большую национально-белую сборную… Да и вообще, сегодня практически любой настоящий профессиональный спортсмен, по крайней мере в России, СНГ, – по определению космополит (та же Маша Шарапова или германо-украинские братья Кличко, канадско-русские хоккеисты, «швейцарский Кафельников», берлинско-петербургский Николай Валуев и т. д.), почти как бизнесмен или ученый… Что не мешает им быть национально-патриотическими кумирами.

Разумеется, теория о «спортивной сублимации милитаризма/патриотизма» легко подвергается критике. В Древней Греции Олимпиады никому не мешали, кажется, воевать! А если мы возьмем более близкую историю – где было выше знамя спорта, чем в гитлеровской Германии (см. «Олимпия» фрейлейн Рифеншталь) или в сталинском СССР (см. парады физкультурников, предшествовавшие военным парадам)!

Все верно. Сам по себе спорт не может вытеснить войну. Все дело в том, в каком контексте, в какой системе существует спорт. В сталинско-гитлеровской системе спорт не заменял, а только «разогревал», усиливал военно-патриотические эмоции толпы, – добрая стопка водки усиливает аппетит, но не насыщает же!

А вот в контексте современного, на самом деле пацифистского западного мира спорт оказывается, действительно, эрзац-войной. И другой уже не нужно.

Россия находится в длинном переходе от военного к гражданскому патриотизму. Реально войну (Большую войну), как мне кажется, никто уже себе не представляет. Вместе с тем «оборонное сознание» (кругом враги!) все еще не сдается, тем более что его активно подкармливают «заинтересованные товарищи». Но все-таки, не находя себе иной экологической ниши, военно-патриотические эмоции все больше и больше переливаются в спортивные кубки.

..............