Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?
6 комментариевЯрослав Лисоволик: Евразийская модель модернизации России
Ярослав Лисоволик: Модель модернизации России
Россия входит в новую фазу экономического развития. Если на протяжении предыдущих нескольких лет экономика работала в режиме сбережения, то начиная с 2006 года, после выплаты долга Парижскому клубу, российская экономика стала готовиться к переходу на режим увеличения расходов.
В этих условиях именно в 2006 году Россия предпринимает очередную попытку реализации «промышленной политики»: только в 2006 году был создан целый ряд инструментов для финансирования проектов в реальном секторе экономики, в том числе инвестиционный фонд, особые экономические зоны, национальные проекты.
Основным лейтмотивом новой волны «индустриальной политики» России являются качественные преобразования в экономической системе, направленные на рост конкурентоспособности экономики. В некотором смысле сегодня можно говорить о зарождении российской модели модернизации, ориентирами для которой являются примеры успешной модернизации Азии и Европы.
Вступление в ВТО позволит нашей стране более полно использовать потенциал построения двусторонних альянсов с зарубежными странами
Другим ориентиром для формирования российской модели модернизации должен стать учет культурных, географических и других особенностей России. В этом отношении думается, что плодотворным вкладом в анализ проблем интеграции России в мировое хозяйство стала теория евразийства в двадцатых годах прошлого века.
С точки зрения евразийцев Россия – образование, которое не принадлежит полностью ни Азии, ни Европе – это самостоятельное и естественное образование, которое обладает собственной географией, экономикой и историей. В то же время для евразийцев, которые создавали учение о «континенте Евразии», было также очевидна необходимость поиска ответов на вызовы мирового хозяйства или, как его именовали евразийцы, «мирового океана».
С точки зрения приоритетов в процессе глобализации фактически евразийство ставит вопрос о невозможности полномасштабной интеграции России в какую-либо одну региональную группировку. В этих условиях Россия просто вынуждена искать пути активизации многостороннего регулирования мировой торговли. Вступление в ВТО является важнейшим шагом в данном направлении и позволит нашей стране более полно использовать потенциал построения двусторонних альянсов с зарубежными странами.
В этом случае российская география станет не ограничителем активизации внешней торговли, а средством активного привлечения торговых потоков из Азии и Европы. Ориентация на поддержание институтов многостороннего регулирования мировой экономики также согласуется с ориентацией внешней политики России на создание многополюсного мира и утверждение равноправия в международных экономических отношениях.
В более общем плане Россия как трансконтинентальная страна, вбирающая в себя традиции Запада и Востока, должна согласовать свои внешнеэкономические приоритеты со своим географическим положением. Ранние провидения относительно глобальной роли России принадлежат Петру I, который видел миссию России в том, чтобы перенести Запад в Азию и ознакомить Европу с Востоком. Современная концепция евразийской модели модернизации должна представлять собой синтез успешного опыта модернизации европейских и азиатских стран в условиях глобализации, а также выстраивание оптимальной стратегии торговли с Востоком и Западом.
В области внешнеторговых отношений это означает максимизацию экономического взаимодействия с ЕС и странами Азии. В сотрудничестве со странами Юго-Восточной Азии России следует активно использовать не только региональные интеграционные группировки, такие как Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС), но также активно развивать двусторонние торговые альянсы. В рамках сотрудничества со странами ЕС пространство для создания двусторонних торговых альянсов объективно ограничено, что переносит основной акцент во взаимодействии с Европой в плоскость регионализма и создания зоны свободной торговли с Евросоюзом. При этом активизация деятельности России на Востоке по созданию двусторонних альянсов, вероятнее всего, будет также способствовать и активизации переговорного процесса с Европой по созданию зоны свободной торговли.
География России, находящейся на пересечении Европы и Азии, таит в себе как существенные возможности, так и вызовы. С одной стороны, Россия может в растущей степени извлекать дивиденды из посредничества в экономическом взаимодействии между Европой и Азией в таких областях, как обслуживание транспортных потоков, региональное сотрудничество в рамках отдельных группировок или участие в научно-технической кооперации.
Вступление в ВТО является важнейшим шагом в данном направлении и позволит нашей стране более полно использовать потенциал построения двусторонних альянсов с зарубежными странами |
С другой стороны, с точки зрения конкурентоспособности Россия зажата между Европой (чьей экспорт характеризуется высоким качеством продукции, пусть и по относительно более высоким ценам) и Азией (откуда продукция экспортируется по крайне низким ценам благодаря низким издержкам на оплату труда). В этих условиях единственным способом конкуренции для России является концентрация на уникальных товарных позициях, на которых не специализируются ни Западная Европа, ни Восточная Азия. Экспорт энергоносителей, безусловно, в некоторой степени позволяет решить дилемму для нашей страны, но только на некоторое время. Более долговременным ответом на такого рода вызовы для российской конкурентоспособности является концентрация на высокотехнологичных областях, в том числе в тех сферах, где Россия уже достигла значительного потенциала.
В некоторой степени признаки синтеза европейского и азиатского начала в макроэкономической политике России уже налицо. С одной стороны, эволюция бюджетной политики России в растущей степени ориентируется на европейские бюджетные правила, такие как установление верхнего порога для бюджетного дефицита, среднесрочное бюджетное планирование, обусловленность финансовой помощи со стороны федерального центра регионам. Кроме того, формирование Стабилизационного фонда России во многом основывалось на норвежском опыте управления доходами от экспорта нефти.
С другой стороны, Россия в растущей степени перенимает опыт «азиатских тигров» в области промышленной политики и создания особых экономических зон. Множество параллелей прослеживается также между Россией и «азиатскими тиграми» в выстраивании корпоратизма между бизнесом и властью. Возникающий «евразийский синтез» соединяет в себе элементы европейской модели стабилизации экономики за счет экономических правил и азиатского динамизма в развитии отдельных регионов и отраслей. При этом успех азиатского элемента промышленной политики во многом зависит от устойчивости европейского фундамента, призванного обеспечить стабильность общей конструкции.
Предпринимаемый Россией рывок в экономическом развитии в определённой степени будет трансформировать и модель экономического роста: если до сих пор безоговорочным лидером в стимулировании роста российского ВВП играло потребление, то в будущем растущую роль будет играть рост инвестиций. Для европейских стран с переходной экономикой основным двигателем роста был именно рост потребления, в то время как для «азиатских тигров» ключевую роль играли высокие сбережения и рост инвестиций. В среднесрочной перспективе рост экономики России в растущей степени будет характеризоваться сбалансированностью роста потребления и инвестиций.
Не исключено, что в обозримом будущем можно будет увидеть интенсификацию попыток России по следованию по пути экспортно-ориентированного развития, в том числе за счет стимулирования нетопливного экспорта. Такого рода стратегия с успехом использовалась в азиатских странах. В то же время другой возможной составляющей модели российского участия в международных экономических отношениях может стать экспорт прямых инвестиций российскими компаниями за рубеж – не только в страны ближнего, но и дальнего зарубежья. Для многих развитых стран Европы данная стратегия была направлена на поддержание динамизма роста экономики за счет доступа на зарубежные рынки товаров, труда и капитала.
Как отмечал Александр Герцен, жизнь каждой нации состоит из двух начал: своеобразного, только ей присущего, и всеобщего – только при сочетании этих двух начал возможно нормальное историческое развитие страны. Основной проблемой для России было насаждение внешних моделей развития (то западной, то восточной) без должного учета национальных особенностей экономики, истории и культуры. В этой связи в рамках эволюции собственно российской модели модернизации азиатское и европейское начало в российской экономической политике должны стать взаимодополняющими, а не взаимоисключающими.
В конечном счете, возникновение российской модели модернизации станет российским вкладом в процесс дивергенции развития мирового хозяйства. В противоположность заявлениям о наступлении «конца истории», мировое хозяйство поступательно движется не к одноликой конвергенции моделей экономического развития, а именно к многообразию национальных экономических систем. В условиях обострения конкуренции в мировом хозяйстве единственным способом занять свою особую нишу на мировых рынках является выработка своих собственных ответов на вызовы глобализации. Простая имитация обречена в конкурентном мире, где единственным путём к суверенитету является именно утверждение собственной модели модернизации, активный поиск торговых альянсов, а также областей конкуренции и специализации на мировом рынке.