Сергей Худиев Сергей Худиев Европа делает из русских «новых евреев»

То, что было бы глупо, недопустимо и немыслимо по отношению к англиканам – да и к кому угодно еще, по отношению к русским православным становится вполне уместным.

3 комментария
Андрей Полонский Андрей Полонский Придет победа, и мы увидим себя другими

Экзистенциальный характер нынешнего противостояния выражается не только во фронтовых новостях, в работе на победу, сострадании, боли и скорби. Он выражается и в повседневной жизни России за границами больших городов, такой, как она есть, где до сих пор живет большинство русских людей.

14 комментариев
Глеб Простаков Глеб Простаков Новый пакет помощи может стать мягким выходом США из конфликта на Украине

После выборов новый президент США – кто бы им ни стал – может справедливо заявить: мол, мы дали Украине все карты в руки. Можете победить – побеждайте, не можете – договаривайтесь. Не сделали этого? Это уже не наши заботы.

14 комментариев
1 сентября 2005, 02:22 • Авторские колонки

Павел Святенков: После Беслана

Павел Святенков: После Беслана

Tекст: Павел Святенков

Беслан напоминает злое колдовство. Технология бесланского теракта проста – поставить народ перед ложным выбором между жизнями реальных, живых людей и жизнью ненужной, воображаемой сущности, именуемой государством.

Благодаря современным СМИ объектом шантажа выступают не «президент и правительство», а народ в целом. Тот самый народ, которому по Конституции принадлежит вся власть в стране. Люди, глядя в телевизор, ужаснутся, надавят на правительство. Надавят истерически - «соглашайтесь на все, только спасите детей». Правительство дрогнет, выполнит требования боевиков. Государство треснет, на месте страны появится груда обломков и каждый, сопереживавший заложникам, получит персональный Беслан.

Путин вызвал бы нового «Черномырдина», «Черномырдин» поднял трубку, произнес: «Шамиль Басаев, говорите громче!» Настал бы мир?

Представим на мгновение, что все требования террористов выполнены. Напомню, по словам президента Северной Осетии Дзасохова, боевики требовали «освобождения Чечни и придания ей независимости от России». Путин вызвал бы нового «Черномырдина», «Черномырдин» поднял трубку, произнес: «Шамиль Басаев, говорите громче!» Настал бы мир? Разумеется, нет, поскольку независимость Чечни – лишь часть плана по отторжению Кавказа от России. Отъевшаяся после Хасавюртовского мира, Чечня напала на Россию в 1999 году, когда до достижения желанной независимости оставалось лишь подождать пару лет. Это уже было в 90-х. Беслан был призван повторить позор Хасавьюрта. «На колу мочало, начинай сказку сначала».

Независимость Чечни вызвала бы цепную реакцию, отторжение от России Северного Кавказа. В случае возникновения на Северном Кавказе единого независимого государства (такой проект был в начале 90-х – его прообразом была Конфедерация народов Кавказа) нынешние проблемы с Украиной показались бы детской шалостью. Ибо если Чечня в одиночку решилась напасть на Дагестан, то общекавказское государство, нищее и одержимое массой фобий, неизбежно искало бы решения своих проблем в конфликте с Россией.

Почему обычные люди - не заложники, а наблюдатели - принимают сторону террористов? Потому что мы – телезрители. Век медиа породил фантомы, трудно контролируемые хрупким человеческим умом. Телезрительница может плакать над судьбой «рабыни Изауры». Почему? Потому что зритель должен отождествить себя с главным героем фильма, это чуть ли не главный художественный прием. Чем ближе к реальности будет «шоу», тем большая вероятность, что зритель отождествит себя с происходящим на экране. Лучше, если он будет считать, что все происходит на самом деле. На идее «реального шоу с реальными людьми» построены такие телепередачи, как «Большой брат», когда телезритель ведет наблюдение за жизнью «простых людей, как ты и я» через «замочную скважину» телевизора.

Так вот, теракт, с точки зрения СМИ, – высшее воплощение художественной достоверности. Все происходит, «как в жизни», потому что это и есть жизнь. Интрига реальна, и жизни на кон ставятся не актеров, а самых обычных живых людей. Как я и вы. А значит, телезритель отождествляет заложников, главных героев чудовищного телешоу, с самим собой. И мучается несказанно. «Отпустите их, отпустите». Террористы, по сути, берут в заложники телезрителей. А зрители готовы ради прекращения кровавого спектакля потребовать от правительства чего угодно. Прежде всего - выполнения требований террористов. Даже если эти требования объективно ведут к разрушению общества и несут угрозу гибели государству.

Террористы, по сути, берут в заложники телезрителей
Террористы, по сути, берут в заложники телезрителей
Когда я думал о волне телетерактов, прокатившихся по России в последние 15 лет, мне пришло в голову, что они напоминают человеческие жертвоприношения. Террористы убивают заложников, чтобы умилостивить «дорогих телезрителей», которые в обмен должны надавить на правительство с целью прекращения «этого ужаса» и выполнения всех требований негодяев. Прекратить жертвоприношения можно только уничтожив «жрецов».

Важно еще одно. Перед телевизором человек остается в одиночестве. Нет народа, нет государства, передо мной только Я и весь мир, который подчиняется мановению руки (на самом деле – телевизионного пульта). Телевизор подсознательно воспринимается не как средство развлечения или источник новостей, но как средство управления реальностью. «Захочу и переключусь на «Спокойной ночи, малыши!».

Вне теракта эта особенность медиасреды почти не играет роли. Но в момент теракта она чрезвычайно важна, потому что не дает почувствовать себя народом, ощутить происходящее как вызов выживаемости общества, а не личного Я. Теракт разрушает солидарность социума, его способность сопереживать не только убиваемым заложникам, но и самому себе. При этом благодаря телевизору «стокгольмский синдром» начинают испытывать чуть ли не все телезрители.

Напомню, по словам президента Северной Осетии Дзасохова, боевики требовали «освобождения Чечни и придания ей независимости от России»
Напомню, по словам президента Северной Осетии Дзасохова, боевики требовали «освобождения Чечни и придания ей независимости от России»
Излечиться можно, лишь отрекшись от виртуального мира. Общество выздоравливает от болезни терроризма, когда говорит: «что бы ни произошло, государство должно существовать. Несмотря на гибель части наших сограждан, мы не отступим. И если хоть один волос упадет с головы хоть одного нашего гражданина, мы отомстим». Когда каждый человек ощущает себя не телезрителем, но гражданином, связанным со страной тысячей незримых нитей, террор отступает.

Мы видим, как общество тяжело и трудно выздоравливало. Буденовск. Правительство отступило. Результат – «независимая» Чечня и нападение на Дагестан в 1999. «Норд-ост». Государство пошло на штурм, но значительная часть общества потребовала капитуляции, что вызвало полномасштабный политический кризис. Беслан. Был штурм. Общество и государство решили – «так надо». Сжав зубы и едва сдерживая слезы по невинно убиенным детям. Позднее Масхадов, один из вдохновителей бесланского теракта, нашел свою смерть. Все справедливо.

Тут теракты и прекратились. Не тогда, когда Чечня получила независимость, но тогда, когда общество избавилось от морока. Теракты еще возможны, почему бы и не быть терактам. Но сдача всего и вся под дулами автоматов уже вряд ли возможна. «Нас не запытаешь». Шантаж посредством телевизора уже не властен над умами. Пожалуй, это главный итог Беслана.

..............