Евдокия Шереметьева Евдокия Шереметьева Почему дети застревают в мире розовых пони

Мы сами, родители и законодатели, лишаем детей ответственности почти с рождения, огораживая их от мира. Ты дорасти до 18, а там уже сам сможешь отвечать. И выходит он в большую жизнь снежинкой, которой работать тяжело/неохота, а здесь токсичный начальник, а здесь суровая реальность.

24 комментария
Борис Джерелиевский Борис Джерелиевский Единство ЕС ждет испытание угрозой поражения

Лидеры стран Европы начинают понимать, что вместо того, чтобы бороться за живучесть не только тонущего, но и разваливающегося на куски судна, разумнее занять место в шлюпках, пока они еще есть. Пока еще никто не крикнул «Спасайся кто может!», но кое-кто уже потянулся к шлюп-балкам.

5 комментариев
Игорь Горбунов Игорь Горбунов Украина стала полигоном для латиноамериканского криминала

Бесконтрольная накачка Украины оружием и людьми оборачивается появлением новых угроз для всего мира. Украинский кризис больше не локальный – он экспортирует нестабильность на другие континенты.

3 комментария
1 декабря 2005, 20:51 • Авторские колонки

Дмитрий Бавильский: «Букер» поверженный

Дмитрий Бавильский: «Букер» поверженный

Один трудолюбивый литературный критик известен тем, что накануне объявления победителя премии «Букер» пишет шесть одинаковых статей. Ровно по количеству финалистов. Чтобы первым успеть: утром в куплете – вечером в газете.

Попутно вскрывая прием: каждый из шести вполне достоин оказаться в финале. Для любого можно найти доводы и аргументы. Соглашаясь с решением жюри или сочиняя дежурные дифирамбы скрепя сердце.

Сегодня такая тактика могла бы себя вполне оправдать. Ибо нынешнее решение жюри выглядит совершенно непредсказуемым: снова победила черная лошадка, на которую почти никто не ставил, - книга молодого писателя Дениса Гуцко. Хотя целую осень литературный люд обсуждал животрепещущий вопрос: дадут ли «Букера» шестидесятнику Анатолию Найману с его романом «Каблуков». Ибо шестерка финалистов изначально составлялась по принципу одного-единственного бриллианта и всего остального в качестве обрамления. Ее, шестерку, изначально составляли так, чтобы протащить Наймана в финал.

Обидно было за всех – и за самого Наймана, поставленного в дурацкую ситуацию. Ведь если премию дадут ему – значит, решение продавили, если не ему, то еще хуже – де, даже в такой патовой ситуации не смогли продавить. Бедный Найман!

Cнова победила черная лошадка, на которую почти никто не ставил, - книга молодого писателя Дениса Гуцко

Продавить его «Каблукова» действительно не смогли: премию получил Денис Гуцко с романом «Без пути-следа». Так жюри сначало создало себе головную боль, а потом титаническими усилиями попыталось выпутаться из скандала. Поэтому нынешний вердикт выглядел так: кто угодно, но только не Найман. Становится понятным, почему половина финалистов не пришла на итоговый банкет и на объявление лауреата.

При любом ином раскладе Гуцко вряд ли получил бы своего несомненно заслуженного «Букера». Он выиграл в ситуации компромисса, решения той самой головной боли, которая после улюлюканий журналистов (нынешний шорт-лист не понравился никому) превратилась для членов жюри в хроническую болезнь.

Проблемой оказалось именно становление финальной шестерки. Превратив в статистов пятерых прочих финалистов, члены жюри сами стали статистами. Ладно. С председателем жюри Аксеновым и с приглашенным в жюри в качестве звезды Спиваковым (на объявлении короткого списка дирижер честно сказал, что книги претендентов не читал) все понятно. Но куда смотрели, составляя шестерку и подвергая опасности свои честно заработанные репутации, такие профессионалы, включенные в жюри, как критики Алла Марченко и Евгений Ермолин, поэт и книгоиздатель Николай Кононов? Зачем им это «на чужом пиру похмелье?» Почему они вообще допустили самый невыразительный шорт-лист за всю историю русского «Букера»?

Невключение в список романа Михаила Шишкина «Венерин волос» коряво мотивировали тем, что он уже получил за него д р у г у ю премию (казалось бы, что самочинной логике «Букера» чья-то чужая Гекуба?). А вот вспомнить о том, что в финал «Букера» уже выходил роман с фамилией «Каблуков» в заголовке (книга екатеринбургского прозаика Андрея Матвеева), профессионализму не хватило? Я уж не говорю о покрытой мраком истории с сокращением первоначального варианта длинного списка, который урезали едва ли не вполовину. Зачем? По каким критериям? С чьего лукавого попустительства?

Писатель Денис Гуцко
Писатель Денис Гуцко

Но чу, хватит о «Букере», бессмысленном и беспощадном. Долгое время казалось, что родовые травмы этой премии связаны с тем, что она патронируется литературным истеблишментом, чьи критерии и понятия радикально отличаются от рядовых читательских запросов. Опошлили, превратили в междусобойчик, испортили песню, господа. Возможно, если возникнут премии под началом людей, непричастных к истеблишменту, все изменится? Ан нет. Станет еще хуже. Беспросветнее и бесперспективнее: литературный люд хоть как-то в специфике текущего процесса ориентируется. Стыд и профессию проели, но хотя бы инстинкты остались. А когда тачать сапоги берутся кондитер или физик-ядерщик, результаты оказываются... как бы это сказать... даже и слова-то такого нет.

Нынешней осенью объявили об учреждении сразу двух монстров – премии Бунина и премии «Большая книга». Размеры призового фонда немыслимые. Значит, будет вам Белка, будет Стрелка, будет и свисток и все остальное. Когда на кону такие деньги, то бесстыдство нынешнего «Букера» покажется детской шалостью. Увидим еще. Порадуемся. Так что и дилетанты-любители в организации новых институций для нынешнего литпроцесса - не спасение.

Странная оказывается закономерность – состязания, так или иначе попадающие в нерв современной литературы и имеющие отношение к литпроцессу («Антибукер», «Аполлон Григорьев»), быстро сходят со сцены или (как «Национальный бестселлер») работают с организационными перебоями. На плаву остаются только соревнования, существующие лишь в измерении информационных поводов. Или для какой-то внутренней надобы (как, скажем, «малые» премии за лучшую повесть и лучший рассказ года, которые разыгрывают между собой толстые журналы). Если только «Дебют», поддерживающий молодых? Ведь даже самая старая и эстетически независимая премия Андрея Белого нынче оказалась едва ли не приватизированной.

А как иначе? Ведь только представьте – группа инициативных граждан придумывает премию, находит деньги. Для чего? Чтобы п о д а р и т ь их какому-то другому человеку. Люди старались, чтобы сделать красиво постороннему хмурому писаке? Да с какого перепою? Тем более что у всех у нас с в о и х да л ю б и м ы х (хороших да родных) и на короткий список найдется. И даже на длинный. Вот только причем здесь литература?

Дело здесь в общей культурной и общественно-политической ситуации. У нас вообще с выборами беда. Не только с литературными. Возьмите любые политические кампании. Никого не удивляет, что любые выборы любого уровня мгновенно превращаются в помойку. Хотели как лучше, а получилось как всегда. Что воля, что неволя – все равно выходит криво. Есть, видимо, жесткая закономерность между состоянием общества и спецификой выбора (в том числе литературного).

Ибо посмотришь на западные премии (взять того же английского «Букера») – и тексты выдвигаются прозвучавшие, и читательская активность этими премиями стимулируется в правильном направлении. Хотя... Вот в этом году главным сюжетом в розыгрыше многочисленных французских премий стало предвзятое отношение к новому роману самого известного нынешнего французского романиста Мишеля Уэльбека. А параллельно возникли и погромы, и политический кризис, и революционная, можно сказать, ситуация. События эти (Уэльбек и волнения), разумеется, напрямую не связаны. Но как симптом общественного неблагополучия очень даже показательны.

Справедливости ради нужно сказать, что свою премию Уэльбек в этом году все-таки получил. Не самую крупную и престижную, но... Французская демократия сработала. Вот и беспорядки пошли на убыль. И можно только предполагать, какой масштаб могут принять подобные события, случись они в нашей стране. У нас и премии иные, и порядки, сами знаете, не самые мягкотелые. Так что ситуацию с «Букером» и прочими премиями вполне можно рассматривать как косвенную диагностику общественной вменяемости. Убежден, если в России возникнут общественное мнение и прочные демократические институты, все как-то само собой и с литературными премиями наладится. Надеюсь, еще увидим.

А пока имеем то, что имеем. Литература нынче загнана в интеллектуальное гетто, книжные премьеры редко становятся событиями, и премия – хороший (едва ли не единственный) повод, чтобы поддержать отечественного производителя качественных текстов. Чтобы тема «литературы» попала в вечерние новости и на страницы газет. Лишний раз демонстрируя, что премиальные механизмы пробуксовывают и не спасают книгоиздательский мир от стойкого внутреннего кризиса.

Еще лет пятнадцать-двадцать назад литературный процесс работал, как хорошо заведенные часы. Несмотря на то что, кроме «Государыни», никаких других премий не существовало. Пришли иные времена, потребовав каких-то новых и дополнительных механизмов активизации литераторов и литературы. Премии, к всеобщей радости, стали возникать как грибы. Прошло всего ничего, чтобы стало очевидным: соревновательная технология здесь не работает. Поэтому совершенно неважно, кто и как борется, кто и как присуждает. Премия сама по себе как жанр, как дискурс, как вид культурной жизни все сильнее и сильнее выказывает свою нежизнеспособность.

Правда, ведь и других видов и жанров пока что не придумали. Не запустили. Каждый народ заслуживает такие литературные премии, какие заслуживает.
А пока читайте роман нового букеровского лауреата Дениса Гуцко.
Нескучной вам ночи.