Игорь Мальцев Игорь Мальцев Отопление в доме поменять нельзя, а гендер – можно

Создается впечатление, что в Германии и в мире нет ничего более трагичного и важного, чем права трансгендерных людей. Украина где-то далеко на втором месте. Идет хорошо оплачиваемая пропаганда трансперехода уже не только среди молодежи, но и среди детей.

11 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Поворот России на Восток – это возвращение к истокам

В наше время можно слышать: «И чего добилась Россия, порвав с Западом? Всего лишь заменила зависимость от Запада зависимостью от Китая». Аналогия с выбором Александра Невского очевидна.

9 комментариев
Геворг Мирзаян Геворг Мирзаян Китай и Запад перетягивают украинский канат

Пекин понимает, что Запад пытается обмануть и Россию, и Китай. Однако китайцы намерены использовать ситуацию, чтобы гарантировать себе место за столом переговоров по украинскому вопросу, где будут писаться правила миропорядка.

5 комментариев
16 ноября 2015, 16:15 • Клуб читателей

Как бороться за финансовый суверенитет России

Иван Новиков: Как бороться за финансовый суверенитет России

Как бороться за финансовый суверенитет России
@ из личного архива

Если мы признаем свое право менять глобальные правила игры, то суверенитет печатного станка – вполне достижимая цель. Для этого достаточно в течение следующего года ввести новую мировую валюту (например, среди стран БРИКС).

В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст Ивана Новикова о том, что введение новой мировой валюты могло бы стать для России лекарством от надвигающихся финансовых и политических проблем.  

Ситуация текущего года наглядно продемонстрировала финансовую несамостоятельность нашей страны. Введенные против России внешние санкции лишили ее доступа к международным финансовым ресурсам.

Обвал цен на нефть привел к резкому падению курса рубля и сокращению валютных резервов государства. С учетом этого падения планируемый государственный бюджет России в 2016 году составит около 18 триллионов рублей, или порядка 245 миллиардов долларов США, что, например, в долларовом исчислении меньше бюджетов Бельгии или Мексики в 2014 году. Дефицит бюджета запланирован в размере 3% ВВП, а покрыть его должны средства Резервного фонда.

В результате Резервный фонд сократится на две трети. При этом цена на нефть в 2016 году взята из расчета порядка 50 долларов США за баррель. В случае падения цен ниже 30 долларов за баррель Резервный фонд может оказаться на грани полного истощения. Рынки иностранных заимствований в связи с санкциями остаются закрытыми для России.

#{smallinfographicright=777994}

Соответственно, при неблагоприятном сценарии в 2017 году России следует ожидать бюджетного кризиса. В запасе есть всего один год. А дальше – на фоне дефицита денег станут реальностью многие политические риски, вплоть до угрозы целостности государства.

Проблема нехватки финансов в России упирается в действующую систему привязки количества рублей к объему золотовалютных резервов Центробанка РФ. Маловероятные надежды на рост цен на нефть в 2016–2017 годах лишь подчеркивают прямую зависимость финансов России от золотовалютных резервов. В такой ситуации говорить о финансовом суверенитете страны просто не приходится. А так как основной геополитический конкурент в лице США одновременно является и эмитентом доминирующей мировой валюты – доллара США, то финансовые риски для России можно смело умножать на два.

Осмысление сложившейся ситуации сегодня сводится к суверенитету печатного станка. Недавно на заседании Столыпинского клуба (экспертная площадка «Деловой России») академик Сергей Глазьев выдвинул предложение провести в течение следующих пяти лет денежную эмиссию в размере до 1,5 триллионов рублей в год, не увязанную с объемом золотовалютных резервов Центробанка РФ. Одновременно предлагалось ввести частичный валютный контроль для предотвращения вывода напечатанных рублей за границу.

Однако, при официальных прогнозах Минэкономразвития и Центробанка РФ о выводе капиталов из России в размере от 90 до 118 миллиардов долларов США в 2015 году и известных примерах высокопоставленной коррупции в России, такие предложения по суверенитету печатного станка, скорее всего, только увеличат финансовые риски и снизят золотовалютные резервы России. Добиться суверенитета печатного станка советскими методами, жестко ограничивая хождение иностранной валюты (свободная покупка-продажа валюты квалифицировалась как уголовное преступление), сегодня нереально. Изменилась страна и люди.

Что же делать? Финансовый суверенитет России должен быть обеспечен, но в рамках сложившихся правил это выглядит невозможным. На помощь тут приходит принцип английских джентльменов, которые при невозможности достижения своих целей имеют привычку менять правила игры.

Если мы признаем свое право менять глобальные правила игры, то суверенитет печатного станка – вполне достижимая цель. Для этого достаточно в течение следующего года ввести новую мировую валюту (например, среди стран БРИКС). Понятно, что такая новая мировая валюта по определению может быть только простой и удобной странам-участницам. И в случае ее введения Россия во многом станет финансовым лидером наравне с США и обретет свою финансовую и политическую безопасность на долгие годы.

Детально о новой мировой валюте придется написать в отдельной статье. А сейчас стоит затронуть тему нашей принципиальной способности быть первыми и менять правила игры по собственному разумению. Например, поговорить об осознании нашими руководителями возможностей финансового лидерства России и своего права создания с нуля новой мировой валюты.

Исторически сложилось, что России далека от самостоятельного лидерства и ориентирована на «догоняющее» развитие. Россия склонна разрабатывать и внедрять технологии и новации, уже кем-то проверенные и внедренные в мире. В связи с чем Россия постоянно отстает и догоняет ведущие мировые страны. Такое пренебрежение лидерством в технологиях стало одной из основных причин краха СССР. Прискорбно, что такое отношение к технологиям касалось даже вопросов военного строительства.

Это наложило свой отпечаток и на психологию элит. Например, существовал проект орбитального истребителя-бомбардировщика «Спираль», внедрение которого могло бы полностью изменить правила ведения войн и дало бы СССР такое военное превосходство, которое поменяло бы расклад сил в мире и явно предотвратило бы сценарии развала Союза.    

В 1978 году проект был готов к первому запуску в космос, и осталось получить последнюю санкцию руководства. А министр обороны СССР А. А. Гречко пишет резолюцию на документе: «Это – фантастика. Нужно заниматься реальным делом» – и росчерком пера отменяет шансы на военное лидерство СССР в мире. Через 13 лет СССР пал, а от деятельности Гречко остались десятки тысяч «реальных» ржавых танков.

Сегодня у нас очень схожая ситуация. Только вместо танков и космических аппаратов – финансовые инструменты. России жизненно необходимо стать лидером, поменять правила и ввести в обращение новую мировую валюту. Сроки для реализации такого проекта очень ограничены. И вот мы с вами сидим и с интересом наблюдаем – решится ли Россия стать финансовым лидером или снова выберет крах и распад?

..............