Андрей Медведев Андрей Медведев Украина все больше похожа на второй Вьетнам для США

Выводы из Вьетнама в США, конечно, сделали. Войска на Украину напрямую не отправляют. Наемники не в счет. Теперь американцы воюют только силами армии Южного Вьетнама, вернее, ВСУ, которых не жалко. И за которых не придется отвечать перед избирателями и потомками.

4 комментария
Сергей Миркин Сергей Миркин Как Зеленский и Ермак попытаются спасти свою власть

Кадровая политика Трампа не может не беспокоить главу майданного режима Владимира Зеленского и его серого кардинала Андрея Ермака. И они не будут сидеть сложа руки, ожидая, когда их уберут от власти по решению нового хозяина Белого дома. Что они будут делать?

6 комментариев
Игорь Караулов Игорь Караулов Новая война делает предыдущие войны недовоёванными

Нацизм был разгромлен, но не был вырван с корнем и уже в наше время расцвел в Прибалтике, возобладал на Украине. США, Великобритания и Франция, поддержав украинский нацизм, отреклись от союзничества времен Второй мировой войны, а денацификация Германии оказалась фикцией.

13 комментариев
22 января 2014, 12:36 • Клуб читателей

Малый бизнес и его мытарства

Василий Ходеев: Малый бизнес и его мытарства

Малый бизнес и его мытарства
@ из личного архива

Эпоха спекулятивного купи-продай прошла. И бизнесу давно пора это принять, чтобы обрести свое лицо, понять ценности, на которых он базируется, и, наведя порядок на собственной кухне, отстаивать свои интересы перед государством.

Бизнесмены знают, как нелегко найти свою нишу на рынке и открыть собственное дело. В рамках проекта «Клуб читателей» газета ВЗГЛЯД представляет текст предпринимателя Василия Ходеева, посвященный проблемам, с которыми сталкивается малый бизнес в нашей стране.

В России принято ругать государство. «Кошка бросила котят – это Путин виноват». Либералы ругают за диктатуру. Консерваторы ругают за «недостаточно сильную руку». Родители школьников ругают за ЕГЭ. Школьники пока не ругают, но студенты ругают за то, что нет «нормальной» работы после вуза.

Малый предприниматель в России – нервный, толстый, он пуглив и подавлен, выпивает, чтобы расслабиться

А предприниматели, принято считать, ругают за отсутствие бизнес-климата, а если говорить нормальным языком, за бардак в отношениях «государство – бизнес». Особенно достается малому бизнесу.

1

Если поговорить с предпринимателями, можно услышать такие мнения.

Вадим, 45 лет, хозяин маленькой оптовой базы: «Таможенные брокеры увеличивают ставки. Аренда растет. Пожарные заставляют сигнализацию ставить».

Мария, владелица школы иностранных языков: «Нужно получить образовательную лицензию, которая стоит 200 тысяч. Я никогда такие деньги не отобью».

Лариса, 54 года, владелица ларька: «Алкоголем нельзя торговать. Сигаретами нельзя торговать. Я уже 20 лет занимаюсь этим делом, и вот теперь фактически остаюсь без средств к существованию».

Добавим ко всему: открыть фирму сложно, то есть открыть-то несложно, но потом надо выбрать банк, который не рухнет, и вовремя принести свежую выписку ЕГРЮЛ, и соблюсти кучу формальностей. А если у вас ООО, нужен бухгалтер. А как платить себе зарплату в этом ООО, если чуть не 50% от нее уходит в разные фонды? А занятие внешнеэкономической деятельностью – это выше сил среднего предпринимателя. А получение лицензии? А проверки? А органы, которые проверяют органы, которые проверяют органы, которые проверяют вас?..

И рефреном ко всему слышится: а вот в Европе – не так! Там все прозрачно!

2

Я имею опыт открытия и ведения бизнеса в одной из европейских стран. Действительно, там легко открыть фирму и соблюсти все формальности даже иностранцу, действительно, предприниматель там не враг государства. Я расскажу об этом в следующий раз. Но в то же время в Европе сложно найти свою нишу. Вести бизнес там настолько просто, что бизнесом занимается, кажется, каждый второй. То есть пять дней в неделю он работает на корпорацию или на государство, а на выходных ведет бизнес – это его подработка.

Давайте посмотрим на малого предпринимателя в России и в ЕС.

Малый предприниматель в России – это своя (хорошая) машина, своя (пусть и в ипотеку) квартира, а то и построенный дом. Это заработок, который позволяет содержать семью на уровне среднего дохода по региону и хотя бы раз в год выезжать на отдых за границу. Это человек, который точно может позволить своему ребенку платное высшее образование. Он нервный, толстый, у него нарушен обмен веществ, он пуглив и подавлен, выпивает, чтобы расслабиться.

Малый предприниматель в ЕС – он не нервный, он веселый, поджарый, он работает столько, сколько нужно, он никогда не переработает. Он ездит по городу на общественном транспорте, а на рыбалку на выходных на машине. Он перепробовал много профессий, до 45 лет работал на кого-то или до сих пор работает на кого-то, в общем, бизнес для него – это вовсе не атрибут свободы.

Из этого описания видно, что предприниматель в России – даже малый предприниматель – человек, привыкший быть хозяином своей судьбы. Малый предприниматель в Европе – человек, который просто зарабатывает/подрабатывает. Большая стилистическая разница.

Так происходит потому, что капитализм в России находится еще в детсадовском возрасте. Рынок не поделен между национальными корпорациями (он еще, по большому счету, не сложился), а кондовая таможенная государственная политика государства способствует тому, что мировые корпорации проникнуть на наш рынок не могут.

Мы не видим своего счастья.

3

А теперь давайте вернемся к нашим героям. Вадим жалуется на брокеров, аренду и пожарных. Я говорю ему: «Вадим, ты поехал в Китай, привез самые дешевые товары с левой базы с безумным пакетом документов, брокеры головы сломали, пока проводили через таможню твою партию! Вадим, ты торчишь 15 лет в каком-то муниципальном сарае, давно пора построить свое помещение». А про пожарных – ну что тут скажешь...

Мария сама решила свою проблему: перерегистрировала школу в некоммерческую организацию – клуб любителей иностранных языков. Лицензия не нужна.

И особенно привет я хочу передать Ларисе. В моей системе координат перепродажа алкоголя и сигарет, купленных на соседней оптовой базе, не может считаться бизнесом априори.

4

Я считаю, что уже давно назрела необходимость четко сформулировать признаки малого бизнеса. Сформулировать не столько в правовом, сколько в этическом поле. Эпоха спекулятивного купи-продай прошла, и бизнесу давно пора это принять. Принять для того, чтобы обрести свое лицо, понять ценности, на которых он базируется, и, наведя порядок на собственной кухне, отстаивать свои интересы и права перед государством.

Здесь я приведу свое мнение, какими признаками должен обладать современный малый бизнес, чтобы считаться таковым.

Во-первых, бизнес – это построение структуры. Очевиднейшая мысль, на первый взгляд. Тем не менее ценность ее заключается в том, что предприниматель, настроенный на построение долгосрочной структуры своего бизнеса (отношений с поставщиками, со своим персоналом и партнерами, со своими клиентами) идеологически отличается от предпринимателя, настроенного на то, чтобы найти поставщика и клиента, высосать из них все соки, а потом повторить этот трюк вновь, но с новыми действующими лицами.

Во-вторых, бизнес должен быть инновационным. Он должен бежать впереди своего времени.

Инновации – это не абстрактное Сколково. Например, я знаю российскую компанию, внутри которой все сотрудники: бухгалтерия, дизайнер, менеджеры, директора направлений – работают сдельно и дома. Компания ведет торговлю контейнерами и не имеет офиса. За ненадобностью. Каждый сотрудник знает свой маневр и делает свою работу в удобное для него время. Это инновация.

В-третьих, личность владельца бизнеса, предпринимателя. Для меня несомненно то, что это должен быть человек: а) авантюрного склада характера, б) умеющий решать проблемы, в) умеющий учиться.

Опять же очевидная на первый взгляд мысль. Но, уважаемые предприниматели, все мы знаем компании, которые создаются для «освоения», «отмывания», «перераспределения». Будучи формально юрлицами, они являются бизнесом.

Но ими руководят не бизнесмены. И интересы их лежат не в сфере «создать и заработать», а в сфере «освоить, отмыть, перераспределить».

***

Настоящий бизнес, бизнес «рвачества» и спекуляций и бизнес «освоения» – это три разных явления в обществе. А государство видит в нас один общий фронт и принимает законы, исходя из того, что мы исповедуем одинаковые ценности.

Все смешалось в нашем диком танце.

Государство подталкивает нас к тому, чтобы мы дали определение бизнесу, чтобы мы осознали свою – предпринимательскую – роль в обществе.

Только определив очертания бизнеса в новое время, мы сможем вести конструктивный диалог с государством. Мы как предприниматели сами не уважаем себя и своих партнеров. А пока мы не научимся уважению, нас не будет уважать общество.

..............