Встреча премьер-министра Ирака с президентом России Владимиром Путиным и премьером Дмитрием Медведевым состоялась, несмотря на рекомендации «некоторых сил» в адрес Хайдера аль-Абади, которые были против его поездки в Москву. В результате Абади жмет руку Путину и договаривается о расширении военного партнерства. А это не нравится не только основному претенденту на господство в Ираке – США, но и политическим конкурентам Абади внутри страны.
Ирак переживает очень ответственный момент в своей истории. Невозможно предсказать, что будет через полгода с этой страной
Углубить и расширить
Премьер-министра Ирака встретил в Москве российский коллега Дмитрий Медведев. «Это ваш первый визит, что подтверждает решимость иракского руководства развивать и продолжать развитие многопланового сотрудничества с нашей страной, – на дружеской ноте обратился Медведев к аль-Абади. – Мы дорожим дружбой с Ираком, и, несмотря на драматические события последних лет, трудности, которые переживал и переживает иракский народ, двусторонние отношения сегодня находятся на подъеме», – заявил он.
«Мы высоко ценим отношения с Россией, считаем их перспективными, и наш визит является прямым тому доказательством, – ответил ему иракский коллега. – Мы нацелены на развитие связей по всем направлениям, включая ВТС, экономическое сотрудничество и в нефтегазовой сфере», – подтвердил он. Хайдер аль-Абади добавил, что прибыл в страну несмотря на рекомендации «некоторых сил» отказаться от поездки.
Абади поздравил российский народ с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне и выразил надежду, что сторонам «удастся совместными усилиями одержать победу и над новыми силами, сродни тем, над которыми вы одержали победу». Нет сомнения в том, что аль-Абади имел в виду угрозу со стороны «Исламского государства*», защита от которого – его главная цель.
После беседы с Дмитрием Медведевым следовала главная встреча – с российским президентом. Она также началась на оптимистичной ноте. «Ирак – наш давний и надежный партнер в регионе. Несмотря на все сложности в мировой экономике и сложности в регионе, наши отношения развиваются, и весьма успешно, – отметил Владимир Путин. – Общий объем торгового оборота еще, может быть, не такой большой, но все-таки за последние два года он увеличился в десять раз. Мы осуществляем крупные проекты, наши компании работают в вашей стране. Речь идет об инвестициях в миллиарды долларов», – напомнил он иракскому премьеру.
«Мы стремимся развивать сотрудничество по всем направлениям, в том числе в области инвестиций, а также в создании льготных условий российским компаниям для работы в нашей стране», – заверил Путина аль-Абади, отмечая, что в Ираке работают крупнейшие нефтедобывающие компании из РФ.
Москва готова развивать отношения с Багдадом не только в гражданской, но и в военно-технической сфере, добавил Владимир Путин, тем самым оправдав надежды иракского премьера. Несмотря на то, что Ирак является одним из крупнейших импортеров российского оружия, его явно недостаточно для того, чтобы победить главного врага – «Исламское государство», и аль-Абади было важно убедиться, что Россия не только не бросит своего ближневосточного партнера, но и углубит сотрудничество в военной сфере.
Россия вместо «некоторых сил»
О том, что Россия будет и дальше поддерживать Ирак в оружейных вопросах, сказал в четверг и глава МИДа Сергей Лавров. «Мы, в отличие от некоторых других стран, которые готовы поставлять оружие в Ирак, не обставляем это никакими условиями, исходя из того, что и Ирак, и Сирия, и Египет находятся на переднем крае борьбы с терроризмом, – уточнил Лавров. – Мы будем все возможные запросы максимально стараться удовлетворить, чтобы их обороноспособность и их способность изгонять со своей территории ИГИЛ* была обеспечена», – заверил он, передает ТАСС.
Очевидно, что под другими странами Лавров подразумевает Соединенные Штаты, которые не очень довольны тем, что им не удалось целиком и полностью закрепить Ирак в своей зоне влияния. Это произошло не в последнюю очередь из-за того, что американцы не смогли помочь стране в борьбе с ИГ. Сами американские источники не раз констатировали, что США проиграли битву с «Исламским государством», вместе с этим потеряв для себя и Ирак.
О том, что Вашингтон выражает недовольство расширением военных контрактов Ирака и России, заявлял накануне помощник президента РФ по военно-техническому сотрудничеству Владимир Кожин. «С Ираком все контракты выполняются, – отмечал он. – Они крайне заинтересованы, при этом наши американские так называемые друзья не поддерживают. Иракцы настаивают на продолжении контрактов», – пояснял Кожин. Отметим, что у России и Ирака заключено несколько военных контрактов на общую сумму почти в пять миллиардов долларов. Основной упор делается на поставку вертолетов, в том числе Ми-35 и Ми-28Н «Ночной охотник». Ирак в настоящее время занимает второе место среди импортеров российского вооружения, уступая только Индии.
Тем временем американцы не теряют надежду на сохранение влияния в Ираке, в основном посредством оружейных контрактов. Так, ранее New York Times сообщила, что Вашингтон намерен поставить Багдаду тысячу противотанковых ракет, чтобы помочь иракским военным в борьбе с террористами, захватившими Рамади – административный центр крупнейшей иракской провинции Анбар. Издание утверждает, что об этих поставках США попросил сам аль-Абади во время своего последнего визита.
Данная мера «является лишь первым шагом в условиях, когда администрация Обамы рассматривает ряд возможностей оказания помощи своему осажденному союзнику», пишет также издание.
Обама и сам не упускает возможности оправдаться за такой серьезный проигрыш, как потеря Рамади. «Я не думаю, что мы проигрываем... нет никаких сомнений, что это было тактическое отступление», – заявил американский президент в интервью изданию Atlantic.
Однако, судя по тому, что аль-Абади все же приехал в Москву, вера иракцев в «некоторые силы» довольно слаба. И «тактические отступления» толкают Ирак ко вполне реальному отступлению от Вашингтона.
Ирак разочарован в США
Интересно, что сам Хайдер аль-Абади стал премьер-министром Ирака в прошлом году благодаря сильной поддержке со стороны США. Американцы надеялись, что Абади станет проводником их воли в Ираке. Наряду с этим они полагали, что помогут ему в этом суннитские племена Ирака и курды. Так, иракская газета Az-Zamman писала: «Главное, чтобы шиит Хайдар аль-Абади сумел сформировать дееспособное правительство, которое работало бы в интересах всех иракцев, а не только, как это было прежде, в интересах шиитов». Вашингтон, со своей стороны, обещал поддержать нового премьера в борьбе против разрастающегося «Исламского государства».
В этом смысле новый иракский премьер оправдал надежды, поделив доходы от продажи нефти с курдами и включив в состав нового правительства представителей суннитской общины. Однако США своего обещания не сдержали. Несмотря на все усилия со стороны Пентагона и ЦРУ, ИГИЛ за последнее время добилось серьезных успехов в Ираке. Так, газета ВЗГЛЯД подробно разбирала провал коалиции США и иракской армии в боях под Рамади.
Полностью разочаровавшись в политике Вашингтона, Абади приходится как искать новых партнеров, так и приезжать в гости к старым, и Москва в этом смысле самое правильное место. Военно-техническое сотрудничество между двумя странами находится на высоком уровне. Москва и Багдад исторически всегда находили понимание в самых сложных вопросах мировой политики.
Более того, Москва, в отличие от Вашингтона, никогда не лезла во внутренние дела Ирака. В этой связи американское агентство Bloomberg накануне визита Абади в Москву отмечало, что иракцы тотально не доверяют американцам. Более того, панарабский телеканал Al Jazeera после победы ИГИЛ под Рамади задавался вопросом, есть ли у США политика по борьбе с террористами.
Провал США от Малики до Абади
Отметим, что из-за давления со стороны США у Абади возникли проблемы не только с головорезами из ИГИЛ. Иракский премьер оказался в очень сложной ситуации внутриполитического характера.
Абади по совету Вашингтона делегировал часть властных полномочий суннитской части иракского социума. Однако это не понравилось шиитской части элиты, которая усилилась многократно после свержения Саддама Хусейна. Некоторые шиитские лидеры уже привыкли к господствующей роли в иракских властных кабинетах и не были готовы к тому, чтобы делиться властью с суннитами. Все это вылилось в мощное сопротивление со стороны экс-премьера Нури аль-Малики и стоящего за шиитами Ирана, писала влиятельная газета The New York Times. Так, близкий к аль-Малики иракский телеканал Afaq обрушился с критикой в адрес Абади, требуя его отставки, что вызвало гнев премьера.
Напомним, что после вторжения США в Ирак первым по-настоящему суверенным лидером Ирака был Нури аль-Малики. Москва, в свою очередь, сумела построить доверительные отношения и с этим иракским политическим деятелем. Бывший премьер-министр Ирака неоднократно приезжал в Москву: в 2009 и в 2012 годах. Стороны подписали большое количество военных контрактов. Так, в феврале 2015 года Москва отправила в Ирак большую партию боевых вертолетов МИ-28 для борьбы с ИГИЛ.
Посетив Кремль, Абади стал другим человеком
Существует точка зрения, что американцы используют Малики для того, чтобы ослабить Абади, который в последнее время стал довольно-таки независимым лидером Ирака. Отношения США с Малики изначально складывались неплохо. Более того, изначально Белый дом делал ставку на шиитского премьера Ирака. Однако со временем, в особенности после активизации ИГИЛ в этой стране, между Вашингтоном и официальным Багдадом пробежала черная кошка. Американцы начали обвинять Малики в узурпации власти, называя его деспотом. В итоге аль-Малики был вынужден подать в отставку. Его место занял Хайдар аль-Абади, выходец из той же шиитской общины Ирака.
Так, телеканал Al Rafidain, принадлежащий суннитским арабам Ирака, писал на своем сайте, что «Хайдар аль-Абади будет проводить политику в Ираке с оглядкой в первую очередь на Тегеран, затем на Вашингтон». Недовольство части иракцев визитом Абади в Москву, возможно, связано именно с внутриполитической борьбой за власть. Абади, приехавший в Россию и заручившийся поддержкой Кремля, – это совсем другая политическая фигура, нежели человек, который сильно зависит от посольства США в Багдаде.
По всей вероятности, своим визитом Абади дает всем понять, что он не хочет повторить судьбу аль-Малики и ищет поддержки где угодно, но только не в Вашингтоне. Не только Москва, но и Тегеран выразили готовность помогать Ираку в борьбе с ИГ. Так, начальник генштаба иранской армии генерал Хасан Фирузабади еще в ноябре подтвердил, что Иран готов направить в Ирак своих военачальников, а вместе с ними и оружие, как только в Багдаде того попросят. Иран в последнюю очередь заинтересован в дестабилизации Ирака, ведь война все ближе подбирается к его границам.
Халифат рвется в Багдад
«Правительство Ирака сегодня находится в очень тяжелом положении. Премьер Ирака приехал в Россию как минимум для того, чтобы заручиться российским оружием. Речь идет как о стрелковом оружии, так и об авиации. Во-вторых, Абади необходима политическая поддержка. Не исключено, что ИГ сумеет захватить часть Багдада в ближайшее время, а это выведет их на совершенно новую ступень», – сказал газете ВЗГЛЯД президент Института религии и политики, специалист по Ближнему Востоку Александр Игнатенко.
Собеседник уверен, что если террористам удастся захватить часть Багдада, то они провозгласят его столицей халифата, тем самым легитимизируют собственное существование, так как этот город был в свое время столицей Арабского халифата. Ирака и сейчас как единого государства де-факто не существует, напомнил эксперт.
«Правительство Ирака стремится заручиться поддержкой разного рода политических сил для того, чтобы остановить это. Россия принадлежит именно к таким силам. Понимаете, Ирак переживает очень ответственный момент в своей истории. Невозможно предсказать, что будет через полгода с этой страной. Посмотрите, как действует сейчас ИГИЛ. Сегодня главная цель террористов – это Багдад», – добавил эксперт.
«Иракские силы терпят одно поражение за другим. Иракская армия просто-напросто бежит. Шиитское ополчение недееспособно, так как это ополчение. Военные, которые там присутствуют, не способны воевать на нескольких фронтах», – констатирует он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ