Госдума в первом чтении во вторник одобрила резонансный законопроект об ограничении доли иностранных акционеров в уставном капитале российских СМИ. За проголосовали 434 депутата (при необходимом минимуме 226), против – один, воздержавшихся не было.
Стоит заговорить с ними о катастрофе на Украине, они сразу переводят разговор на то, что в России якобы нет свободы слова
Авторами законопроекта выступили депутаты Вадим Деньгин (ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ). Они предлагают ограничить 20 процентами максимально возможную долю зарубежных акционеров в капитале компаний, владеющих СМИ.
Парламентарии также считают необходимым запретить иностранным физическим и юридическим лицам, а также гражданам России, имеющим второе гражданство, и лицам без гражданства выступать учредителями какого-либо СМИ.
«Предлагаемый законопроект определяет структуру владения СМИ, он направлен в первую очередь на обеспечение информационного суверенитета России и уменьшение влияния извне на происходящие в стране события, что, без сомнений, актуально в сегодняшних международных реалиях и в условиях развернутой против нашей страны информационной войны», – цитирует во вторник вице-спикера Сергея Железняка («Единая Россия») ИТАР-ТАСС.
Документ, внесенный на прошлой неделе представителями всех трех оппозиционных фракций, получил поддержку правящей партии и профильного комитета по информполитике. Это по сути общая позиция всей элиты страны, считают наблюдатели. «Все основные страны уже живут по такому законодательству, и для них это является нормальным. А когда вдруг Россия об этом подумала, то вот опять – «зажим свободной прессы», – посетовал первый зампред комитета по СМИ Леонид Левин. Он также пояснил, что поправки не запрещают получать дивиденды от медиакомпаний и касаются именно управления ими.
Парламентарий уверен, что Россия «слишком поздно» приходит к данным нормам. Например, в странах Евросоюза иностранцы не владеют более чем 49% доли в СМИ, причем эти ограничения распространяются даже на граждан других стран ЕС. Так, во Франции иностранцы не могут владеть более чем 1/5 собственности. В Англии доля иностранца не может превышать долю британского владельца.
В Японии иностранцы не могут владеть более чем 1/5 собственности в основных вещательных каналах. В Соединенных Штатах этот же порог для иностранцев ограничен 1/4 доли в национальных телевизионных каналах и радиостанциях. В Австралии иностранцы должны получить разрешение на покупку издания или телеканала, если они работают «с важной для государства информацией», при этом аналогичный барьер составляет одну треть.
Отражая информационные удары
«Россия сейчас стала эпицентром информационных войн. Заказчиками этих войн чаще всего выступают наши противники с Запада», – сказал газете ВЗГЛЯД председатель Совета Российского общественного института избирательного права Игорь Борисов.
Свой тезис политолог обосновал личным примером. «Я нахожусь в Варшаве, на конференции ОБСЕ. Присутствующие там представители западных СМИ не хотят замечать гуманитарную катастрофу на Украине. Стоит заговорить с ними о катастрофе на Украине, они сразу переводят разговор на то, что в России якобы нет свободы слова», – утверждает собеседник. «При встрече с российскими делегатами западные журналисты сразу уведомляют, что не говорят по-русски, – отметил Борисов. – Но в кулуарах они, встречаясь со своими коллегами из других стран, без проблем переходят на русский».
Постулат о том, что свобода СМИ – это непременный атрибут демократического общества, касается свободы распространения информации, напомнил эксперт. А что касается преподнесения информации, то, по его мнению, в любом демократическом обществе на этот счет есть оговорки.
«Самой главной причиной появления этого законопроекта является проводимая Западом информационная война против России», – заявил газете ВЗГЛЯД и директор Института политики и государственного права Виталий Иванов. По мнению наблюдателей, ведущие СМИ Запада в последние месяцы фактически демонизируют Россию, наиболее ярким проявлением чего стало освещение ситуации с гибелью малайзийского «Боинга», в которой на Западе сразу же без всяких доказательств обвинили Москву.
«После того, как закон будет обсужден, принят и подписан президентом, должны последовать как публичные, так и непубличные шаги, – говорит Иванов. – Эти шаги будут направлены на то, чтобы те СМИ, которые сейчас контролируются иностранными структурами, сменили бы собственников». По словам эксперта, если будет обнаружено, что какое-то средство массовой информации проводит деструктивную линию, то к этому СМИ будут применены соответствующие меры.
Эксперты считают несостоятельными прогнозы о «массовом закрытии» газет или «массовом переделе» отечественного медиарынка. Владельцы СМИ получают достаточно времени, чтобы изменить структуру собственности без крупных убытков.
Вводить ограничение планируется постепенно с января 2016 года. Владельцам СМИ дается время до февраля 2017 года на приведение всей корпоративной цепочки в соответствие с законом, а новые документы о владельцах и учредителях должны быть переданы в Роскомнадзор не позднее 15 февраля 2017 года.
В случае нарушения ведомство обязано обратиться в суд для приостановки деятельности СМИ. Учредители, нарушающие закон, лишаются корпоративных прав: права голосования, права управления, права на получение информации о деятельности организации.
Вообще издания, которые пишут о политике, законопроект затрагивает лишь косвенно (например, это газета «Ведомости», журнал «Форбс»). Зато новый закон напрямую касается развлекательных телеканалов или журналов (например, каналы СТС, «Домашний», «Дискавери» и издательские дома «Бурда» и «Конде Наст»).
По сути, считают эксперты, проект призван побудить медиа-бизнес отказаться от использования офшоров. Многие раскрученные российские газеты и телеканалы номинально принадлежат иностранным фирмам, точнее - офшорам. Разумеется, медиа-магнаты в таких случаях могли не платить налогов в России, напоминают эксперты.