Национальный архив Британии в четверг рассекретил очередную порцию политических документов. Лидирующие англоязычные издания – «Гардиан», «Хаффингтон пост», «Телеграф» – уделили им самое пристальное внимание.
У меня есть к этому серьезные возражения, мы освобождаем силы, которые будет трудно контролировать. Сомневаюсь, что в войне это будет эффективно
Выяснилось, что с 1947 г. британская разведка разрабатывала планы подрывных акций против Советского Союза и его союзников. Разработчиком был глава военной разведки MI6 генерал-майор Стюарт Мензес (Stewart Menzies). Акции были намечены как внутри Советской России, так и в центральной Европе, например, в советских зонах оккупации Австрии и Германии.
MI6, согласно документам, намеревалась дискредитировать заметных коммунистов, дипломатов и другие публичные фигуры, а также пропагандировать факт разногласий внутри коммунистической партии и иных организаций. Как следует, например, из документов от 20 января 1948 года, предлагался и широкий спектр иных действий: распространение фальшивых продуктовых карточек, денег, проездных документов.
Инструментом также могли быть акты саботажа, информационные «утечки» и фальсифицированный компромат против лидеров – фальшивые телефонные звонки, подбрасывание «липовых» улик, например, подложных писем. Также предлагалось похищать высокопоставленных персон, чтобы имитировать их бегство на Запад, либо даже их убийство. Акты диверсий варьировались от забрасывания бомб-вонючек на съезды коммунистической партии до прямых взрывов и поджогов в поездах, чреватых людскими жертвами.
Однако британский премьер-министр Клемент Эттли и министр иностранных дел Эрнст Бевин отвергли проекты Мензеса. «У меня есть к этому серьезные возражения, мы освобождаем силы, которые будет трудно контролировать, – написал в ответ министр иностранных дел. – Сомневаюсь, что в войне это будет эффективно».
Впрочем, что касается операций за пределами СССР, то эти планы были частично одобрены. Так, «лицензия на убийство» была официально отменена лишь в середине 50-х. Также в МИДе был создан отдел черного пиара – департамент информационных исследований.
«Ценность устной речи»
В то же время MI6 рассматривала Ближний Восток как несравненно более плодотворное поле для подобной активности. В рассекреченных документах за 1947 год сообщается: «Широко распространенная неграмотность среди населения Ближнего Востока... указывает на ценность устной речи как эффективного способа пропаганды. Этот вид пропаганды может быть внедрен среди исламского духовенства, как суннитов, так и шиитов, как в арабских странах, так и в Персии».
Особо подчеркивается, что такую пропаганду нужно строить на противопоставлении коммунистических принципов исламскому и христианскому вероучениям.
Публикация рассекреченных документов проводится Национальным архивом Британии (The National Archives) регулярно. Так, в феврале прошлого года были рассекречены протоколы правительственной штабной игры, проведенной в марте 1981 года, в ходе которой отрабатывался сценарий Третьей мировой войны. Согласно протоколу, премьер-министр Маргарет Тэтчер отдала приказ о применении против СССР ядерного оружия.
А в декабре по истечении 30-летнего срока секретности была опубликована докладная записка, из которой следовало, что в королевстве в 1980-х годах сильно опасались активности советской разведки, подозревая советских летчиков и дипломатов в работе на КГБ.
Так, в докладе сообщается, что самолет «Аэрофлота», выполнявший полет над Великобританией, резко снизил высоту и опустился ниже облаков в тот момент, когда его маршрут проходил над британской военно-воздушной базой RAF Boulmer. При этом, как отмечается в документах, пилоты советского Ил-62 скрыли свой маневр от британских диспетчеров, отключив прибор, в автоматическом режиме передававший данные о высоте полета.
В документах также рассказывается о том, как спецслужбы следили за сотрудниками советского посольства, подозреваемыми в разведдеятельности. В результате многие из них были высланы из Великобритании, после чего Москва обычно предпринимала «зеркальные» меры.