Всемирный русский народный собор (ВРНС) существует уже 20 лет, и если изначально он был скорее всероссийской трибуной общественной мысли, то, как справедливо отмечают в самом ВРНС, в последние годы он «переживает процесс преобразования в мощный гражданский форум, призванный стать во главе коалиции нравственно ответственных и патриотически ориентированных сил гражданского общества».
Нашим идеалом является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками
По сути, речь идет о реальной партии русского народа, но не в том ущербном смысле, который несет сам институт «политической партии», то есть части общества, борющейся за власть с другими его частями, а именно в смысле собора, союза, фронта (если уж говорить о подобных структурах в нашей политике, то напрашивается ассоциация именно с Народным фронтом, точнее, с тем, как он задуман). Того, что объединяет людей на основе общих ценностей и идеалов.
Патриаршее руководство собором не превращает его в мероприятие для одних лишь православных – собор претендует на то, чтобы стать выразителем интересов всех русских людей, объединенных не только причастием, но и общей традицией, культурой, языком, кровью. Участие в его работе множества высокопоставленных чиновников не просто дань ритуалу – многие из них действительно разделяют те ценности, которые отстаивает собор. Вот как они были перечислены на его позапрошлом заседании: «Вера, справедливость, мир, свобода, единство, нравственность, достоинство, честность, патриотизм, милосердие, семья, культура и национальные традиции, благо человека, трудолюбие, самоограничение, жертвенность».
О том, как построить общество, «в основе которого согласие большинства о фундаментальных ценностях, лежащих в основе человеческого бытия», и говорилось на соборе, потому что доказывать той же власти, что Россия является уникальной и самостоятельной цивилизацией, уже не нужно. Патриарх Кирилл, сказав, что на этот вопрос «мы обязаны дать утвердительный ответ», а Россия – «это страна-цивилизация со своим собственным набором ценностей, своими закономерностями общественного развития, своей моделью социума и государства, своей системой исторических и духовных координат», напомнил другой вопрос, заданный им же на одном из соборов 15 лет назад: «А можем ли мы по-прежнему считаться великой цивилизацией, сохранили ли мы это право?»
Для положительного ответа на него нужно понять, что мы делаем для того, чтобы сохранить те уникальные свойства, которые и делают нас цивилизацией, наследовавшей двум Римским империям. Цивилизацией, «удерживающей» мир от катастрофы, отказа от морали и справедливости, расчеловечивания и взаимного уничтожения.
Перед каждой цивилизацией стоит вопрос, сказал патриарх: способна ли она отражать в мыслях, чувствованиях, словах и делах ту непреходящую правду, которая имеет значение в вечности? И перечислил несколько основных черт, которые и отличают Россию и которые она может предложить миру.
Во-первых, это наш опыт строительства справедливых и мирных межнациональных отношений: «Не было на Руси народов-господ и народов-рабов. Россия никогда не была тюрьмой народов, здесь не было народов первого и второго сорта».
Во-вторых, особый опыт многополярного и многоукладного бытия.
В-третьих, традиция самоограничения, столь важная в обстановке надвигающегося дефицита ресурсов и острого экологического кризиса.#{religion}
В-четвертых, это концепция нравственных ценностей, «не позволяющая девальвировать институт семьи и разрушить жизненные ориентиры личности, а также Богом определенные отношения между мужчинами и женщинами».
И в-пятых, самое главное – особой национальной идеей, пронизывающей нашу историю и культуру на протяжении многих веков, является идея человеческой солидарности. Напомнив, что Иван Ильин называл государство «организованным единением духовно солидарных людей», а стремление к солидарности определяет весь исторический путь России, связывая воедино разные эпохи, патриарх заявил, что «нашим проектом будущего должно стать солидарное общество как альтернатива обществу перманентного конфликта».
В этом перечне есть два ключевых понятия, которые категорически не принимаются частью элиты и общества: опыт мирных межнациональных отношений и солидарное общество. Сам факт того, что в России столетиями были мирное сожительство наций, что называется, «выносит мозг» тем, кто считает «эту страну» «тюрьмой народов», – некоторые еще готовы признать, что часть советского периода межнациональные отношения были спокойными, но вот в остальное время царили конфликты и угнетение. Между тем отличие России что от Запада, что от Востока в том, что она, по словам того же Ильина, «сколько языков получила, столько и соблюла», не стала ни плавильным котлом, ни убийцей малых народов, вошедших в ее состав. Уникальный многоукладный характер жизни всех народов сохранялся во все времена – и если и корежился, то лишь по причине промышленного развития и урбанизации.
Именно потому, что в единстве сохранялось все многообразие, распад СССР и стал такой трагедией – каждый народ стал слабее поодиночке, чем были все вместе. И больше всего пострадал русский народ, который все еще переживает период национального унижения, связанного как с крахом его большой страны, так и с насаждением чуждого ему социально-экономического уклада. Отсутствие солидарности и общих целей, формирование в элите космополитической и паразитической касты не дают русскому народу почувствовать себя хозяином собственной страны – и, естественно, приводят как к росту радикально националистических настроений, так и к угрозе распада страны.
Сейчас «центр противоречий в современной России перемещается в межнациональную сферу», «разрешение существующих в этой области противоречий становится ключевым для будущего страны», говорится в принятом по итогам заседания Соборном слове.
«Миллионы русских людей, дорожащих своей идентичностью, должны почувствовать, что их чаяния получают живой отклик, в том числе на бытовом, повседневном уровне, в том числе на уровне диалога с властью, которая должна быть голосом народной души, исполнительницей ее надежд, ожиданий, мировоззренческих предпочтений, – сказал патриарх Кирилл. – Давайте признаем очевидное: развитое самосознание и единство русского народа – это незыблемое основание целостности России и единства нашей полиэтничной цивилизации. А игнорирование интересов русских людей, вытеснение русского вопроса из публичной сферы ведет к лавинообразному росту маргинальных и агрессивных проявлений».
В речи патриарха очень важно и признание того, что «очень опасной может быть перспектива отчуждения русских, прежде всего русской молодежи, от государства, государственных структур, руководства бизнесом; в недалеком будущем это может стать крупнейшим фактором нестабильности, несущим угрозу фундаментальным основам нашей цивилизации».
События в Бирюлево, сказал патриарх, показывают, что «глухота власть имущих к требованиям народа, нежелание искать совместные решения проблем чрезмерной миграции и связанного с ней криминала, а также подчас вызывающего поведения приезжих уже сейчас выводят ситуацию на грань критической черты»:
«Если позиция русского большинства и дальше будет игнорироваться, в выигрыше останутся только разрушители России, провокаторы с обеих сторон, не оставляющие попыток столкнуть лбами этносы и религии».
Для того чтобы избежать этого, нужно, по мнению патриарха, соблюдать два условия: осуществлять право народов нашей страны на этнокультурное развитие, при этом государствообразующий русский народ не может быть исключен из этого процесса. И второе – формирование многонациональной гражданской и цивилизационной общности, осознание всеми людьми, принадлежащими к различным этносам и народам, своей сопричастности к единому обществу, к единой стране, чтобы каждый мог гордиться тем, что он является гражданином свободной России.
По сути, патриарх разделил две важные темы: формирование общегражданской общности и развитие и укрепление русского народа. Второе не противоречит первому, наоборот, является его фундаментом. Власть должна не бояться роста русского национального самосознания, не считать национализм угрозой – наоборот, именно усиление русского народа и укрепит гражданское единство, и оздоровит межнациональные отношения.
А формирование общегражданского патриотизма ни в коем случае не должно превращаться в очередную попытку создать нежизнеспособную «российскую нацию», которой может быть уготована та же участь, что и «советской», только с еще более страшными последствиями. Если, конечно, печальному опыту не внемлют те, кто, как говорится в Соборном слове, «под предлогом достижения межнационального согласия стремится к подавлению национальной идентичности русских, настойчивым попыткам растворить их в некоей искусственно сформированной «новой» нации, ослаблению единства русского народа, его искусственному разделению на региональные субэтносы, изъятию самого слова «русский» из официальных документов, научных докладов, образовательных программ».
Патриарх специально подчеркнул, что ни один человек, принадлежащий к другому народу в России, не должен быть ограничен в своих правах, в своих возможностях. Нет желания кого-либо притеснять и у русских – тогда, когда они живут в справедливом обществе. И для абсолютного большинства представителей многочисленных народов России (тем более для людей верующих) это и так понятно – в том числе и потому, что это напрямую вытекает как из многовекового опыта взаимоотношений русских с остальными народами, так и из понимания самими представителями этих народов того простого факта, что угроза их правам исходит как раз от пренебрежения интересами русских.
Для циников и постмодернистов все апелляции к нематериальным ценностям, особенно таким, как солидарность, пустые слова
Потому что возмущенный этим «государствообразующий» народ рано или поздно все равно восстановит соответствующее своей роли положение – и вот тогда уже придется потесниться, а то и пострадать тем, кто, воспользовавшись чужой бедой, занял не свое место. (На Кавказе во время ссылки народов в Среднюю Азию в 1944 году на их места заселяли других – и некоторые мудрые старики говорили своим соплеменникам, что не следует занимать чужой дом, лучше построить свой. Ведь ссыльные рано или поздно вернутся.)
Для того чтобы по-настоящему примирить межнациональные противоречия, нужно строить солидарное общество – только такое общество и отвечает устремлениям русского и остальных народов нашей страны, только в нем и могут быть соединены общинные корни, социалистические поиски и надежды на справедливость, что приводили в движение энергию русского народа. Только такое общество он и будет строить – не из страха за будущее, а за совесть. «Не раз в истории России страна поднималась из руин благодаря тому, что люди сохраняли веру и сознание своего долга перед Богом, друг перед другом и перед потомками, – напомнил патриарх. – Но ни экономика, ни наука, ни оборона, ни культура невозможны там, где люди утратили мотивацию для служения друг другу, утратили сознание неоспоримых обязательств по отношению к обществу, в котором они живут».
«В современном мире преобладает иная модель устроения общества – это модель конфликта, – говорит патриарх Кирилл. – В его основу положена система перманентных противостояний, конкуренции и борьбы, якобы неизбежных и необходимых для прогресса. Нашим идеалом, напротив, является солидарное общество, общество социальной симфонии, где разные слои и группы, разные народы и религиозные общины, разные участники политических и экономических процессов являются не борющимися друг с другом конкурентами, а соработниками. И конкуренция в таком солидарном обществе поощряется как соревновательность, но не как борьба за выживание».
То, что говорит патриарх, во многом развивает те мысли, что не раз высказывал и Владимир Путин, в том числе и в своем обращении к собору: «Наша страна всегда была сильна традициями народного единения, сплоченности, соработничества». Да и глава его администрации Сергей Иванов в своем выступлении на ВРНС сказал, что опыт нашего народа «со всей убедительностью говорит о том, что Россия добивалась прорывов тогда, когда государство было сильным и дееспособным, когда общество было объединено общей большой целью, общей заботой, общей ответственностью, энергией солидарности и соработничества».
Для циников и постмодернистов все апелляции к нематериальным ценностям, особенно таким, как солидарность, пустые слова. Космополиты и рыночники верят только в отсутствие смысла, силу денег и жажду удовольствия. Но в глубине души понимают всю ущербность своих «идеалов» – и потому так ожесточенно стремятся уничтожить истинные ценности.
«Люди разных взглядов и убеждений не всегда понимают общественные ценности одинаково, – сказал патриарх. – Есть оттенки и нюансы, есть пространство для дискуссии, для диалога. Невозможен, однако, никакой диалог с теми, кто эти ценности грубо принижает, высмеивает, топчет, кто разрушает межнациональный и межрелигиозный мир. Те, кто в своей одержимости гордыней и эгоизмом возносят себя над обществом, разрушая его ценности, должны получить очень ясный ответ, созвучный внутреннему голосу большинства нашего народа, ответ интеллектуальный, волевой, духовный, деятельный».
Патриарх говорил и о том, что в нынешней ситуации защита ценностей – это защита нашего духовного суверенитета. О том же самом неоднократно напоминал и президент – в частности, в прошлом сентябре в Краснодаре:
«Попытки влиять на мировоззрение целых народов, стремление подчинить их своей воле, навязать свою систему ценностей и понятий – это абсолютная реальность, так же как борьба за минеральные ресурсы, с которой сталкиваются многие страны, в том числе и наша страна. И мы знаем, как искажение национального, исторического, нравственного сознания приводило к катастрофе целых государств, к их ослаблению, распаду в конечном итоге, лишению суверенитета и к братоубийственным войнам».
Упадок русского национального самосознания будет иметь катастрофические последствия, в историческом плане сравнимые с крахом Римской империи и гибелью Византии, говорится в Соборном слове:
«Это будет конец России как государства и как особого культурно-исторического мира. Всемерное же укрепление национального самосознания русских, сбережение этнокультурной идентичности всех народов России, формирование многонациональной цивилизационной общности – это триединая задача отечественной национальной политики. ВРНС со всей ответственностью заявляет, что только на путях реализации продекларированных устремлений возможно преодоление межнациональной розни, социального неравенства, психологической и информационной зависимости от иностранного влияния. Только в этом случае Россия сможет достойно ответить на стоящие перед ней цивилизационные вызовы и продолжить свой исторический путь в третьем тысячелетии».