Общественная палата на следующей неделе создаст рабочую группу по доработке законодательства о митингах и шествиях. Эксперты палаты предлагают заменить административный арест задержанных на митингах на обязательные общественные работы.
Поправки ужесточают ответственность не только за нарушение правил митингов, но и вообще за любые правонарушения. Так, административный штраф налагается вообще за нарушение общественного порядка, причинение вреда имуществу или здоровью граждан, нарушение избирательного законодательства, нарушение правил дорожного движения и даже за неправильную парковку. Госдума может принять законопроект в первом чтении уже в пятницу.
Заместитель секретаря ОП Владислав Гриб рассказал газете ВЗГЛЯД о том, как следует поправить законодательство, опираясь на опыт «гуляний» оппозиции по центру Москвы.
ВЗГЛЯД: Владислав Валерьевич, Общественная палата создает рабочую группу по доработке законодательства о митингах и шествиях. А что, по-вашему, не так в действующих правилах?
Владислав Гриб: Мы считаем, что нужно доработать основной закон о митингах и шествиях. Так как все проблемы, которые возникают, происходят не из-за действий отдельных граждан или организаторов акций, а из-за проблем в законодательстве. Поэтому мы сейчас хотим четко прописать в этом законе ответственность всех участников митинга... Есть митинг, на который придет 50 человек в селе, и есть митинг, на который соберутся 50 тысяч человек в центре Москвы. Ответственность за организацию каждого из них должна быть разная.
Мы считаем, что более активно в законе должна применяться норма об общественных работах. Лучше Навальный пару деревьев посадит, парк уберет или территорию митинга, чем сядет на 15 суток и выйдет после этого героем.
ВЗГЛЯД: Но ведь Госдума уже в пятницу может принять в первом чтении законопроект, повышающий штрафы за нарушение правил проведения митингов, общественного порядка до 1,5 млн рублей. Вам эта норма кажется недостаточной?
В.Г.: Я согласен, что штраф за подобные нарушения должен быть увеличен, но только в рамках действующего Административного кодекса, где максимальная сумма штрафа не превышает 5 тысяч рублей. Иначе нужно изменять всю шкалу штрафов в рамках Административного кодекса, повышая штрафы и за нарушение правил ГИБДД.
Штраф 1,5 миллиона – эта цифра запредельная для наших граждан, так как у них не такие высокие зарплаты. Мы поддерживаем лишь инициативу Госдумы по замене ареста обязательными общественными работами. Это более гуманно, чем арест. Лучше 24 часа отработать в свободное от работы время, чем отсидеть за решеткой 15 суток.
В случае если Госдума все же примет поправки в Административный кодекс, повысив штрафы до 1,5 млн рублей, в законе надо будет четко прописать, кто именно рискует быть подвергнутым такому взысканию. Так как оставлять на усмотрение суда назначение штрафа в размере от 10 тысяч до 1,5 млн рублей – это еще и достаточно коррупционная норма.
ВЗГЛЯД: Надо ли, по-вашему, наказывать тех, кто вместо шествия и митингов в знак протеста открывает палаточные городки, как это происходило на Чистых прудах?
В.Г.: Это новая форма выражения протеста, которой в законодательстве нет, но ее нужно учитывать. В законодательстве о митингах и шествиях нужно прописать, как организаторы палаточных городков будут получать разрешения и у кого, как они будут функционировать.
ВЗГЛЯД: Если законодательство такого рода акции не регулирует, тогда на что опирался суд, когда решил снести палаточный лагерь?
В.Г.: Дело в том, что если под деревом спят 5–10 человек – это нормально, но когда так поступают уже сотни человек, возникают уже чисто гигиенические проблемы, связанные с туалетом и душем. Ведь и пикетирование большой группой человек также требует разрешения властей.
Поэтому все эти новые формы протеста нужно четко прописать в законе, так же как и ответственность за их организацию. И в законе «О полиции» нужно прописать алгоритм действий правоохранительных органов в тех или иных ситуациях. Пока у нас, к сожалению, далеко не все регламентировано, хотя сейчас это крайне необходимо.