Постоянный представитель России при НАТО Дмитрий Рогозин выступил в четверг в Анкаре, куда он прибыл по приглашению турецкой стороны для обсуждения вопросов, связанных с созданием НАТО противоракетного щита в Европе. Напомним, что в Турцию Рогозин прибыл сразу после своего визита в Вашингтон, который он нанес во вторник вместе с заместителем главы МИД РФ Сергеем Рябковым.
Было впечатление, что мы на машине времени перенеслись на несколько десятилетий назад. Передо мной сидели два монстра холодной войны
Подводя итоги своей поездки за океан, Рогозин подробно остановился на своей встрече с сенаторами-республиканцами Джоном Кайлом и Марком Керком. Рогозин отметил, что праворадикальное крыло Республиканской партии США «вообще не предполагает никакого сотрудничества с Россией». Приход к власти этих людей, по его мнению, может означать не только свертывание «перезагрузки», но и подрыв безопасности самих США.
«Более того, они фактически не скрывают того, что создаваемая система противоракетной обороны будет ими развернута не против каких-то там мифических стран на Ближнем Востоке, обладающих виртуальным ракетным оружием, а против Российской Федерации», – сказал постпред РФ, передает «Интерфакс».
Накануне Рогозин заявил, что Россия считает возможным и полезным глубокое сотрудничество с США в сфере ПРО, но должна обезопасить себя на случай прихода к власти в Америке республиканцев-радикалов. Он обвинил двух сенаторов в угрозе прервать «перезагрузку», в том числе в атаке на российско-американское сотрудничество по таким направлениям, как контроль над ядерными вооружениями и противоракетная оборона.
«Я убедился, что альтернатива Бараку Обаме – это фактически свертывание всех программ сотрудничества с Россией. У меня сегодня было впечатление, что мы на машине времени перенеслись на несколько десятилетий назад, и передо мной сидели два монстра холодной войны, которые смотрели на меня, скорее всего, не зрачками, а прицелами», – заявил Рогозин РИА «Новости».
#{smallinfographicleft=269513}Отметив, что ЕвроПРО становится предметом ожесточенной борьбы между Белым домом и его оппонентами, Рогозин заявил, что Россия должна защитить свои интересы и обезопасить себя на случай прихода к власти политиков, подобных Кайлу и Керку. Рогозин также предупредил, что в таких условиях Москва не станет углублять связи с США, потому что сделать это означало бы поставить под угрозу безопасность страны.
«Либо мы достигнем некоего рода более глубокого сотрудничества в военной и политической сферах, которое позволит нам пройти «точку невозврата» в наших отношениях, так, чтобы никто не смог повернуть вспять это партнерство, либо не достигнем – тогда нынешнее потепление, известное как «перезагрузка», будет отброшено, и наступит лютая зима», – сказал он, поблагодарив, однако, Белый дом за уже достигнутое улучшение американо-российских отношений.
Рогозин остался недоволен результатами поездки в целом. Единственный, по словам постпреда, с кем у российской делегации вышел конструктивный разговор, – это советник по национальной безопасности США Том Донилон.
«Донилон – опытный американский дипломат и политик, карьера которого началась еще в 1977 году. Я был рад встретиться с этим выдающимся человеком в американском истэблишменте. Он умный, привлекательный человек, на которого можно положиться в плане подготовки важных решений, – сказал он. – Эта встреча была самой приятной».
Комментируя визит российского постпреда, в свою очередь, сенатор Керк в интервью телеканалу The Cable заявил, что если говорить откровенно, его «так или иначе не очень заботят взгляды России на планы США в области противоракетной обороне».
«Можно сказать, что это просто ее не касается, – сказал Керк. – В потенциальном сценарии ракетной войны между НАТО и Ираном Россия совершенно не имеет никакого значения. Поэтому российские опасения по поводу того, что мы делаем или не делаем в связи с иранской угрозой, интересны, но по большей части не имеют значения».
Говоря о комментарии Рогозина, в котором тот заявил, что Керк и Кайл – «радикалы» и «чудовища холодной войны», Керк отметил: «Возможно, ему следовало бы поумерить потребление кофеина».
Вместе с тем Керк объявил о своей поддержке американо-российского сотрудничества в других областях. «Я бы хотел иметь хорошие отношения с Россией, и есть области, где мы должны сотрудничать», – сказал Керк. «Но он попросил о встрече, а потом разнес нас в прессе. Я бы никогда такого не сделал».
Напомним, в середине июля стало окончательно ясно, что США не идут на сотрудничество с Москвой в создании секторальной ПРО. В ходе визита министра иностранных дел России Сергея Лаврова в Вашингтон госсекретарь США Хиллари Клинтон лишь уклончиво заметила, что Белый дом готов учесть интересы России.
Развертывание системы ЕвроПРО может быть подготовкой к удару по Ирану.«Не скрою, этот аспект обсуждается в НАТО. Не стоит обманывать себя насчет имени «ПРО». Это не только в чистом виде элемент обороны. Щит всегда прикрывает меч. В России и в Европе есть эксперты, которые считают, что эти планы могут быть подготовкой нападения на Иран», – сказал Рогозин. Он отметил, что «генетически элементы обороны и нападения связаны».
Постпред России сообщил, что США предложили России участвовать в создании двух совместных центров противоракетной обороны. «Один называется «Дата фьюжн центр», второй – «Центр планирования операций». Я только что вернулся из Колорадо-спрингс, где посетил центр противоракетной обороны США, видел, как это все работает в реальной жизни. И могу сказать, что у нас вопросов меньше не стало», – подчеркнул Рогозин.
Относительно запланированных в Турции переговоров постпред сообщил, что хотел бы узнать, как в Турции относятся к планам США по развертыванию ПРО и к имеющимся в связи с этим рискам.
«Наши страны связаны многовековыми отношениями. И я рассчитываю, что мы можем вести открытый диалог по всем этим вопросам. Нужно также помнить, что присутствие в стране элементов ПРО делает ее потенциальной целью», – указал Рогозин, которого цитирует ИТАР-ТАСС.