В понедельник предсудебная палата Международного уголовного суда, расположенная в Гааге, выдала ордер на арест ливийского лидера Муамара Каддафи, его сына Сейфа аль-Ислама и главы разведслужбы страны Абдуллы ас-Сенусси. Ордер требовала прокуратура МУС, нашедшая доказательства вины этой тройки в серии преступлений, в том числе и против человечности.
Международный суд превратился в инструмент политики западных государств по отношению к тем или иным государствам
По словам прокурора суда Луиса Морено-Окампо, суду представлены прямые доказательства причастности тройки к набору наемников и нападениям на участников мирных антиправительственных демонстраций, которые вспыхнули в феврале этого года. В марте Совбез ООН принял резолюцию с разрешением рассмотреть в МУС сообщения о преступлениях против гражданского населения Ливии, а также обеспечить безопасность мирного населения.
В конце апреля прокуратура МУС завершила предварительное изучение возможных фактов военных преступлений и преступлений против человечности в Ливии и начала полноценное расследование. Это произошло спустя всего несколько дней после того, как Совбез ООН одобрил передачу вопроса о ситуации в Ливии на рассмотрение прокурора МУС в рекордно короткие сроки (через несколько дней после выхода резолюции). Обычно прокурорам требовалось от нескольких месяцев до нескольких лет для начала подобного официального расследования.
Впрочем, Каддафи еще не скоро, похоже, окажется в Гааге. Как передает РИА «Новости», ранее, комментируя возможность выдачи подобного ордера, замминистра иностранных дел Ливии Халед Каим заявил, что Триполи «не обратит никакого внимания на решение (МУС)», так как не признает юрисдикции международного суда. Как известно, Джамахирия не подписывала основополагающий для деятельности МУС документ – Римский статут, который действует с 1 июля 2002 года. Согласно документу, под юрисдикцию МУС подпадают геноцид, преступления против человечности и военные преступления. Суд берет дело в производство, если какое-либо государство не хочет или не может судить лицо, подозреваемое в серьезных нарушениях международного гуманитарного права.
Международный уголовный суд может действовать на территории любого государства, ратифицировавшего Римский статут, и, по специальному соглашению, на территории любого другого государства. Участниками Римского статута стали более 110 государств, но среди них нет трех постоянных членов Совета безопасности ООН – Китая, России и США, а также ряда крупных и влиятельных стран – Индии, Индонезии, Малайзии, Пакистана, Саудовской Аравии.
Каддафи стал вторым лидером государства, в отношении которого МУС выдал ордер на арест. В марте 2009 года и июле 2010 года в связи с преступлениями, совершенными в западной части Судана, международный суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира, который, однако, пока остается на свободе и спокойно ездит в соседние государства – Джибути, Кению, Чад и другие.
По-своему отреагировали на последние новости в Североатлантическом альянсе, чей генсек Андерс Фог Расмуссен заявил об усилении решимости НАТО довести до конца операцию в Ливии. «Каддафи и его приспешники должны понять, что их время стремительно проходит», – заявил Расмуссен.
Спецпредставитель президента России по Африке, глава комитета по международным делам Совета Федерации Михаил Маргелов считает, что возможность для политического урегулирования в Ливии по-прежнему остается, так как решение предсудебной палаты МУС – «еще не финальный вердикт». Сенатор напомнил «Интерфаксу», что 30 июня открывается саммит Африканского союза и у Триполи появляется уникальная возможность выдвинуть реалистичные мирные инициативы.
«Сегодня всем очевидно: сохранение самим Каддафи его политических позиций, а его семьей – экономического влияния в Ливии нереально, а для международного сообщества неприемлемо не только по моральным соображениям, но еще и по юридическим», – сказал Маргелов, который встретится, как ожидается, на саммите с президентом ЮАР Джейкобом Зумой, главой Экваториальной Гвинеи Обиангой Нгема Мбасогой и руководителем комиссии Афросоюза Жаном Пингом.
В свою очередь глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев уверен, что Каддафи от власти все равно не откажется. По его словам, решение МУС не будет иметь практического действия. А член комитета Семен Багдасаров назвал выдачу ордера «ангажированным и предвзятым» шагом. «Международный суд превратился в инструмент политики западных государств по отношению к тем или иным государствам. Схема была отработана на Югославии, сейчас настала очередь Ливии. Это грубое вмешательство во внутренние дела государства, нарушение всех международных норм», – сказал Багдасаров.
Однако верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон от имени Евросоюза приветствовала решение МУС.
«ЕС призывает к полному сотрудничеству с Международным уголовным судом и подчеркивает, что проводимое им расследование в Ливии – это независимый юридический процесс, который нужно полностью уважать», – заявила Эштон.
Между тем бывший российский политик, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов пообещал в ближайшие дни вернуться в Триполи и сыграть очередную партию с полковником Каддафи. «Нельзя выносить судебные решения и обвинять людей без полноценного суда и следствия», – заметил Илюмжинов по поводу решения МУС.