Группа депутатов от «Единой России» и «Справедливой России», в том числе председатель комитета по делам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, а также Наталья Карпович, Надежда Герасимова и Николай Левичев внесли в Госдуму поправки к 86-й статье Семейного кодекса.
Пока закон не предусматривает возможности передачи какого-либо имущества в счет алиментов
По словам Мизулиной, законопроект позволит взыскивать с разведенных родителей не только обычные алименты, но и компенсацию части арендной платы за съемное жилье, в котором проживает другой супруг с общим сыном или дочерью. Это будет относиться к случаям, когда после развода мать-одиночка остается вообще без жилья и вынуждена снимать себе и ребенку квартиру. Кроме того, не исключено, по словам депутата, что бывшего мужа заставят оплачивать не только часть аренды за квартиру, но и часть ипотечного кредита бывшей супруги, если она приобрела его и живет там вместе с их общим ребенком.
Мизулину особенно задевают те случаи, когда разведенные матери с детьми остаются без жилья, в то время как у их бывших мужей после развода нет жилищных проблем. В таких случаях несовершеннолетний общий ребенок юридически имеет право на свою долю в квартире отца, но воспользоваться ею не может.
ВЗГЛЯД: Если ваши поправки вступят в силу, Елена Борисовна, то в каких случаях одного из родителей заставят вносить часть арендной платы за жилье, в котором проживает второй разведенный родитель с ребенком?
Елена Мизулина: Это будет происходить в том случае, если у ребенка нет прав на жилье или хотя бы на его долю, которой ребенок может реально воспользоваться. Либо в том случае если у родителя, с которым проживает ребенок, нет своего жилья или квартиры, предоставляемой ему на условиях социального найма, и такому родителю ничего не остается, как снимать это жилье.
ВЗГЛЯД: А если у ребенка есть доля в квартире или доме, где живет его отдельно проживающий родитель?
Елена Мизулина (Фото: РИА «Новости») |
Е. М.: Это очень распространенная ситуация, когда доля в жилом помещении у ребенка есть, но фактически воспользоваться ей он не может. Такой ребенок практически оказывается в положении бомжа, и взыскать с родителя какие-либо средства на съем жилья невозможно. Такова судебная практика. Сейчас мы создаем условия на фактическое обеспечение прав ребенка на жилье.
ВЗГЛЯД: Если, например, разведенная мама купила по ипотеке жилье, в котором она поселится вместе с ребенком, получит ли она право на жилищные алименты?
Е. М.: Мы еще будем думать, как это прописать в законе. В принципе, это возможно, наш законопроект это предусматривает.
ВЗГЛЯД: Какова должна быть величина жилищных алиментов?
Е. М.: В данном законопроекте мы это не прописываем, однако ко второму чтению документа мы собираемся четко прописать порядок взыскания компенсаций. Он будет высчитывать либо исходя из расчета региональных жилищных субсидий, либо исходя из норм предоставления жилья в общежитии. Это 6 метров на одного человека. Но в любом случае сумма выплат будет ниже коммерческой арендной платы.
Также мы хотим закрепить максимальный и минимальный размер взыскиваемых дополнительных расходов, например от 30 до 50% от стоимости арендной платы. Это важно сделать, чтобы не допустить злоупотреблений с обеих сторон, ведь родитель может снимать и пентхаус, и шикарную квартиру в центре города.
Но в любом случае точную сумму будет определять суд исходя из стоимости арендной платы в каждом конкретном регионе, жизненных обстоятельств, материального положения алиментоплательщика и, что самое главное, количества квадратных метров, которые должен оплачивать разведенный супруг.
ВЗГЛЯД: А что если родитель и так уже отдает почти всю свою зарплату в виде алиментов на содержание двоих или даже троих детей. Какое решение в этом случае должен будет вынести суд?
Е. М.: В этом случае суд может отказать во взыскании дополнительных денег с алиментоплательщика. Но все же когда есть возможность взыскивать дополнительные средства на съем жилья, суд должен это делать. Так как в ситуации отсутствия жилья у матери, с которой проживает ребенок, она оказывается крайне незащищенной.
Тем более что подавляющее большинство налогоплательщиков занижают или скрывают свои доходы и всеми силами уходят от выплаты алиментов. Поэтому мы сейчас разрабатываем законопроект, позволяющий отслеживать, действительно ли разведенный отец ничего не зарабатывает или он просто скрывает свои доходы. Ужесточение взыскания алиментов неминуемо.
ВЗГЛЯД: Будет ли обязан оплачивать дополнительные жилищные алименты тот родитель, который уже однажды оставил свою квартиру жене и ребенку, но она продала или подарила это жилье, чтобы улучшить свои жилищные условия или даже, допустим, воспользоваться лазейкой, которую предоставит ваш законопроект?
Е. М.: Все это придется устанавливать в суде с привлечением свидетелей, так как сегодня семейное законодательство не предусматривает возможности передачи какого-либо имущества в счет алиментов.
В разрабатываемом нами законопроекте есть возможность такого взаимозачета. Сейчас ее нет, и нередко возникают проблемы, связанные с чувством меры одного из супругов. Поэтому только в суде можно будет добиться того, чтобы ранее подаренная квартира принималась в расчет и с разведенного отца не требовали дополнительных алиментов и выплат.