В понедельник в Госдуму был внесен законопроект, резко расширяющий полномочия судебных приставов по розыску должников и даже наделяющий их частично правами полицейских. Речь идет о поправках в законы «Об исполнительном производстве», «О частной детективной и охранной деятельности» и другие. В частности, они предусматривают, что в целях сыска частным детективам разрешается предоставление услуг по поиску должника, его имущества, а также поиску ребенка.
Зачастую члены семей погибших оказываются совершенно беззащитны. Те, кто обязан возмещать им ущерб, заявляют об отсутствии у себя какого-либо имущества
В частности, с принятием закона судебные приставы, а не сотрудники полиции будут задерживать скрывающихся от суда или следствия должников и передавать их в руки сотрудников МВД. Раньше розыском должников и их имущества занимались милиционеры, однако с реорганизацией МВД все эти полномочия были розданы профильным структурам. Кроме того, приставы смогут разыскивать детей, которые по решению суда должны быть переданы другому родителю или органам опеки и попечительства.
ФССП не считается силовой структурой, поскольку ее сотрудники заняты больше кабинетной работой, а если и участвуют в силовых действиях, то лишь в роли наблюдателей, сопровождая работников МВД. Как следует из пояснительной записки к законопроекту, теперь ситуация изменится, но незначительно. Приставы смогут задерживать лишь тех должников, которые, по сути, сами готовы сдаться правосудию. Сотрудники ФССП не получат ни табельного оружия, ни навыков рукопашного боя – для задержания тех, кто может оказать сопротивление, они по-прежнему будут привлекать полицейских.
Напомним, в некоторых американских штатах судебные приставы вправе надевать на граждан наручники – но лишь в случаях, когда должник уже стал фигурантом уголовного дела. Однако для таких действий приставы должны заручиться судебным ордером. Такой порядок установлен, например, в штате Нью-Йорк. Впрочем, в большинстве других штатов ситуация иная: например, в Индиане, приставы, как и в России, выполняют лишь административные функции и не могут быть вооружены. В большинстве штатов главные функции исполнительного производства осуществляют шерифы и их заместители, отчасти маршальская служба на федеральном уровне, а судебные приставы – лишь исполнители.
Кроме того, законопроект впервые разрешает привлекать частных детективов для поиска должника или ребенка, которого должны забрать в соответствии с решением суда. Но участие частного детектива в розыске спрятанных детей или сокрытого имущества будет оплачивать взыскатель, а не государство.
Согласно законопроекту, в каждом территориальном органе ФССП также будут созданы отделы по организации работы по розыску должников и их имущества. Однако несмотря на увеличение числа функций судебных приставов, дополнительное финансирование службы не предусмотрено. Напомним, что по итогам прошлого года только 70% дел были успешно завершены судебными приставами, в среднем на 651 сотрудника было возложено ведение 117 799 розыскных дел. Правда, в текущем году личный состав службы вырос более чем на четыре тысячи человек. Автор законопроекта глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин («Единая Россия») рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД, что изменится с принятием нового закона в жизни взыскателей и должников.
ВЗГЛЯД: Владимир Николаевич, почему вы предложили передать розыск и даже задержание должников от МВД в службу судебных приставов?
Владимир Плигин: В рамках проводимой реформы полиции естественно, что часть полномочий, которые возлагались на милицию, переходят к другим ведомствам, которые профильно обязаны заниматься поиском должников и их имущества или розыском ребенка. Мне кажется, что закон после его принятия не приведет к перекосу полномочий в пользу судебных приставов и к увеличению штатов службы судебных приставов. Мне представляется, что эти меры приведут к соблюдению интересов должников и ребенка.
ВЗГЛЯД: Владимир Николаевич, но если объем функций службы судебных приставов возрастает, а количество самих приставов практически остается тем же, так же как и их финансирование, не приведет ли это к тому, что они лишь формально будут исполнять свои новые обязанности?
В. П.: Нет. Так как в настоящее время уже идет работа по оптимизации численности судебных приставов, в частности происходит автоматизация их работы. Мне кажется, благодаря еще ряду принимаемых законов мы сможем добиться того, чтобы решения судов исполнялись добровольно. Особенно те, которые касаются погашения административных штрафов. Многие граждане не погашают штрафы не только по собственной вине, но и из-за неорганизованности системы.
Надеюсь, принятие закона не приведет к излишней нагрузке на судебных приставов или к дезорганизации их работы. Я хочу подчеркнуть, что эту позицию разделяет в том числе и руководство службы судебных приставов.
ВЗГЛЯД: Тогда почему наряду с оптимизацией и компьютеризацией службы судебных приставов вы хотите заставить должников декларировать собственное имущество? Ведь, по идее, эта информация уже должна быть в распоряжении властей, так как о любой покупке имущества и регистрации ее в собственность знают и налоговые органы, и регистрационные палаты...
В. П.: Это далеко не так. И поэтому мы вводим эту норму. Декларирование имущества должниками – распространенная общемировая практика, и в случае принятия этого законопроекта мы начнем внедрять эту практику и в нашей стране.
Тем более что это вынужденная мера. К нам в Государственную думу обращаются значительное число людей, которые не могут получить удовлетворения судебных решений, которые были вынесены в их пользу, в том числе и в очень драматичных ситуациях. Например, в случае нанесения ущерба на автодорогах. Зачастую члены семей погибших оказываются совершенно беззащитны, так как те, кто обязан возмещать им материальный и моральный ущерб, заявляют об отсутствии у себя какого-либо имущества. Введение нормы о декларировании имущества должниками сыграет, безусловно, позитивную роль.
ВЗГЛЯД: Сможет ли служба судебных приставов в этом случае изъять иностранную недвижимость должника?
В. П.: Нужно понимать, что существуют соглашения об оказании правовой помощи по гражданским, административным и уголовным делам. И, соответственно, исполнение решений суда на территории другого государства возможно, но это отдельная и, несомненно, более сложная процедура.
ВЗГЛЯД: Появление в вашем законопроекте нормы о частных детективах, которых судебные приставы за деньги граждан смогут привлекать к поиску должников или детей, не приведет к тому, что эта услуга будет доступна только состоятельным истцам? Остальные просто не смогут позволить себе такую роскошь?
В. П.: Ни в коем случае. На службу судебных приставов уже сегодня возложены жесткие обязанности, и деятельность их улучшается. Тем более что в настоящее время граждане уже могут пользоваться услугами частных детективов для установления места проживания ребенка или розыска имущества должника. Поэтому появление этой нормы не противоречит существующему порядку.