«Есть территории, которые принадлежат нам, где наш континентальный шельф подлежит расширению, например хребет Ломоносова, который является продолжением нашей территории», – сказал Кэннон, выступая в среду с лекцией в Дипломатической академии РФ.
Хребет Ломоносова простирается и в канадском секторе, и в российском секторе, поэтому вопросов у нас тут к Канаде нет. У нас, наоборот, интересы общие
«Мы это докажем», – пообещал министр. Кэннон сообщил, что Канада намерена подать соответствующую заявку в комиссию ООН по морскому праву до 2013 года, передает «Интерфакс».
В то же время глава МИД Канады призвал выработать общие подходы к решению арктических споров, сославшись на положительный, по его мнению, пример России и Норвегии. «Очень вдохновляет пример России и Норвегии, которые после почти 40-летних разговоров все-таки решили проблему границы», – указал он, передает ИТАР-ТАСС.
«Как добрые соседи мы должны определить, где заканчивается наш «арктический сад» и где начинается сад соседей», – подчеркнул министр. Кэннон призвал международные организации как можно скорее согласовать объективные критерии заявок на получение статуса наблюдателя в Арктическом совете. «Неправильно приступать к рассмотрению заявок на получение статуса наблюдателя до тех пор, пока не согласованы объективные критерии этого статуса», – подчеркнул руководитель канадской дипломатии.
«Мы должны принимать во внимание растущий интерес к возможностям Арктики со стороны государств, расположенных далеко за пределами этого региона», – полагает он.
«Арктика – это не чемпионат НХЛ, открытый для всех стран», – акцентировал он. Свою позицию он пояснил, в частности, тем, что этот регион отличается от Антарктики, где нет постоянного населения. «Арктика – это регион, где государства несут ответственность за благополучие проживающих там людей», – добавил он.
Кэннон совершает визит в Москву, где у него намечены переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым. Помимо прочего, два министра намерены обсудить текущие вопросы совместной работы в Арктике.
Напомним, что хребет Ломоносова, протяженность которого достигает почти 2000 км, уже давно является предметом ожесточенного спора политиков и ученых. На этот участок морского дна, открытый еще в 1948 году советскими исследователями, претендуют целых пять стран: Россия, США, Канада, Дания и Норвегия. Первой заявку на приращение своего арктического шельфа подала Россия – эту заявку профильная комиссия ООН начала рассматривать еще в 2002 году.
Сейчас основная задача исследователей из всех стран-претендентов заключается в том, чтобы доказать континентальную природу коры, показав, что хребет Ломоносова является продолжением континентальных окраин именно их территорий. В соответствии с международным правом если будет доказано, что хребет является продолжением континентального шельфа, то государство получит право пропорционально этому расширить 200-мильную зону своих экономических интересов.
Споры о принадлежности хребта резко оживились в последние годы, когда глобальное потепление привело к тому, что льды Арктики резко отступили к северу и залежи нефти и газа в этом регионе мира, о которых давно предупреждали геологи, стали доступны для добычи.
Российская сторона пообещала уже в следующем году, то есть на два года раньше Канады, направить экспертам ООН новую, уже расширенную заявку, которая будет опираться на последние данные исследований дна в Арктике.
В Москве уверены, что новая заявка позволит доказать ООН обоснованность ранее уже опубликованных претензий на новую, более широкую зону экономических интересов России в Арктике. К моменту подачи заявки российским специалистам предстоит подтвердить континентальную природу хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, а также их принадлежность к окраине Восточной Сибири.
Категоричность заявления Кэннона несколько удивила российских экспертов. Генеральный директор ОАО «Севернефтегаз», бывший замглавы Минприроды академик РАЕН Иван Глумов в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД напомнил, что претендовать сразу на весь хребет для любой из сторон было бы преждевременно.
«Хребет Ломоносова простирается и в канадском секторе, и в российском секторе, поэтому вопросов у нас тут к Канаде нет. У нас, наоборот, интересы общие. И мы заинтересованы, чтобы он в нашем секторе имел континентальную природу, и они. А уж какую мы проведем линию границы – это вопрос двусторонних переговоров. Медианную или секторальную – тут мы всегда договоримся. Наш общий интерес – доказать, что хребет Ломоносова и в российской части, и в канадской части имеет континентальную природу. Интересы общие, никаких противоречий нет».
Точку зрения бывшего замминистра разделяет и начальник отдела географии Арктического и антарктического научно-исследовательского института Лев Саватюгин. «Как делить хребет Ломоносова? Важно только решить, где шельф наш отечественный, а где канадский – они не пересекаются. И это решение будет связано с добычей нефти», – говорит он. Что же касается заявления канадского министра, то, по мнению Саватюгина, это не более чем «очередная страшилка».
Одновременно в среду Россия завершила давний территориальный спор с другим арктическим государством, подписав договор о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане с Норвегией.
Подписание этого договора министрами иностранных дел в присутствии лидеров двух стран произошло в Мурманске в рамках встречи между российским президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Норвегии Йенсом Столтенбергом. Договор рассчитан на 15 лет с возможным продлением на последующие шестилетние периоды.
«Мы шли к этому договору 40 лет. Это большой срок, но это событие должно открыть новую страницу в наших двусторонних отношениях», – сказал на совместной пресс-конференции Медведев. По его словам, заключение договора «должно позитивно повлиять на укрепление международной и региональной безопасности, а также на углубление взаимодействия между арктическими государствами».