Предсказания наблюдателей о «подвешенности» нового парламента Великобритании начинают сбываться.
Если ни у кого нет абсолютного большинства, то ни у одной из партий нет морального права сконцентрировать всю власть в своих руках
Первые итоги прошедших в четверг в Соединенном Королевстве выборов показывают, что ни одна из партий не сможет рассчитывать на 326 кресел в Палате общин, необходимых для получения абсолютного большинства. После подсчета результатов голосования в двух третях округах консерваторы получают 223 места, правившие до сих пор лейбористы – 166 мест, а либерал-демократы – 35.
BBC, ссылаясь на свои данные, провидит несколько иные цифры: у консерваторов 306 мандатов, еще 262 кресла у лейбористов, у либеральных демократов – 55, а у независимых депутатов – 27.
Данные exit polls рисуют примерно похожую картину: тори во главе с Дэвидом Кэмероном получают 307 мест, лейбористам, растерявшим по сравнению с прошлыми выборами 94 места, может достаться 255 кресел, и либерал-демократам, несмотря на возлагавшиеся на них надежды, всего лишь 59 мандатов.
Если успех консерваторов был предсказуем, то провал либералов стал главной неожиданностью прошедших выборов: еще накануне наблюдатели прогнозировали, что они наберут немногим меньше лейбористов.
Другим сюрпризом стало первое в истории страны попадание в парламент представителя Зеленой партии: добиться успеха в виде одного мандата удалось Кэролайн Лукас, победившей в округе Брайтон-павильон. Сама Лукас заявила, что избиратели приняли историческое решение, поддержав ее.
Как бы то ни было, но полученные либерал-демократами голоса все-таки могут позволить премьеру Гордону Брауну вырвать победу у тори. Лейбористы открыто заявляют о своих планах начать переговоры с партией Ника Клегга о создании коалиции большинства и формировании правительства.
«Мы, естественно, готовы рассмотреть такую возможность», − заявил, в частности, министр торговли Великобритании Питер Мандельсон. Министр иностранных дел Дэвид Милибэнд, в свою очередь, подчеркнул, что коалиция стала бы правильным решением в сложившихся условиях.
«Если ни у кого нет абсолютного большинства, то ни у одной из партий нет морального права сконцентрировать всю власть в своих руках», − цитирует его слова «Интерфакс».
Прямо противоположного мнения придерживаются сами тори, чей лидер успел заявить о том, что «лейбористы потеряли мандат на власть».
Браун, напротив, считает себя ответственным за будущее страны и обещает приложить все усилия для формирования «сильного, стабильного и принципиального правительства». Пока же премьер хочет разобраться во всех инцидентах, произошедших в день голосования.
Дело в том, что день выборов ознаменовался сразу несколькими неприятными скандалами. Так, в Лондоне, Шеффилде, Манчестере и Ливерпуле возле избирательных участков возникли гигантские очереди, в результате которых не все британцы успели проголосовать. В итоге так и не добравшиеся до урн избиратели устроили акцию протеста, усмирять которую пришлось полиции.
Другим избирателям для выражения волеизъявления не хватило бланков для голосования. При этом избирком страны отказался брать на себя ответственность за случившееся и уходить в отставку.
Нервно отреагировал на выборы и британский фунт стерлингов, резко упавший вниз после объявления данных exit polls: из-за опасений прихода к власти слабого правительства британская валюта подешевела к евро на 0,5%, а к доллару − на 0,8%.