В США рассекречены сенсационные данные, которые проливают свет на историю времен конца 50-х – начала 60-х годов прошлого века. Оказывается, миру грозила еще одна ядерная катастрофа, если бы не вмешательство 34-го президента США Дуайта Эйзенхауэра.
Эйзенхауэр запретил сбрасывать на Китай ядерные бомбы
Летом 1958 года он уговорил своих военачальников не наносить ядерный удар по Китаю. На такой шаг высшее военное командование США хотело пойти после блокады китайцами Тайваньского пролива.
О новых фактах тех лет говорится в документах ВВС США, рассекреченных Пентагоном и опубликованных Национальным архивом безопасности Университета Джорджа Вашингтона.
Секретные документы предали огласке благодаря решению суда, в который обратились представители архива. Снять гриф секретности стало возможно благодаря закону «О свободе информации».
По словам работника Национального архива безопасности Вильяма Бюрра, историки пытались получить эту информацию почти 10 лет.
«Эйзенхауэр дал четко понять, что Китаю будет сделано предупреждение при помощи обычных боеприпасов перед тем, как будет отдан приказ сбросить самые смертоносные заряды», – отмечается в документах.
Однако ситуация продолжала ухудшаться. Это грозило радикальными мерами. Крайняя фаза противостояния пришлась на август 1958 года. Американцы привели в полную боевую готовность 5 бомбардировщиков Б-47 на Гуаме, готовых по команде вылететь в сторону Китая и сбросить на него ядерные заряды.
Применение подобной силы для разрешения конфликта одобрил не только конгресс США, но и весь кабинет Эйзенхауэра. К этому сценарию не имел никакого отношения лишь госсекретарь Джон Фостер Даллес, который был в отпуске.
Как поясняет РИА «Новости», глава Объединенного комитета штабов, генерал ВВС Натан Твининг предложил сбросить атомные бомбы мощностью 10–15 килотонн в районе городка Сямынь в юго-восточной части провинции Фуцзянь на острове Сямыньдао на берегу Тайваньского пролива.
План Пентагона заключался в том, что если после этого удара блокада Тайваня не прекратится, то США разбомбят китайские аэродромы, что фактически делало невозможным ответную операцию. На восстановление инфраструктуры ушло бы немало времени.
Тем не менее кризис решили другими способами. Эйзенхауэр запретил сбрасывать на Китай ядерные бомбы. Он не хотел, чтобы в результате бомбардировок погибли тысячи мирных граждан в Китае и на Тайване. Также эти действия Вашингтона привели бы к серьезнейшей ядерной эскалации во всем мире. Тем более, ядерное оружие было не только у Пентагона, но и у России.
Однако ранее США все-таки использовали ядерное оружие. Это произошло во время Второй мировой войны, когда 6 и 9 августа 1945 года на японские города Хиросиму и Нагасаки были сброшены ядерные бомбы. До сих пор это единственный случай использования подобных вооружений в реальных боевых условиях.
После этой операции Япония подписала безоговорочную капитуляцию. Каждый год в стране проходят траурные церемонии в память о погибших при тех бомбардировках. До сих пор не прекращаются споры о том, целесообразно ли было идти на такие радикальные меры.
Также нужно отметить, что США и Россия – две самые крупные ядерные державы – выступают главными противниками распространения ядерного оружия в мире. Стремление какой-либо страны войти в клуб ядерных держав остается главным поводом для критики со стороны Вашингтона. Кроме того, США четко дают понять, что доказательства наличия соответствующих технологий и разработок могут послужить поводом для очередной военной операции.
Так было с Ираком. Американцы утверждали, что Багдад ведет соответствующие разработки. Но позже выяснилось, что в Ираке ядерного оружия нет. Однако оккупация этой ближневосточной страны продолжается до сих пор. Вопрос вывода американских солдат из Ирака остается центральным в спорах между политическими оппонентами. Нынешние претенденты на Белый дом активно используют эту тему в своей предвыборной агитации.
Сейчас непростая ситуация складывается вокруг иранской ядерной программы. Тегеран утверждает, что технологии по обогащению урана ему нужны для получения ядерного топлива для своих будущих АЭС. США, как и его союзники в Ближневосточном регионе, уверены, что Тегеран стремится заполучить ядерную бомбу. Россия также активно участвует в решении этих вопросов, но предлагает использовать для этого площадку в Совбезе ООН и руководствоваться прежде всего докладами Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).
До последнего момента остро стоял вопрос с еще одной страной – Северной Кореей. Но Пхеньян, похоже, решил отказаться от ядерных технологий в обмен на гуманитарную и финансовую помощь. Однако в последнее время разоружение северокорейского полуострова идет с трудом. КНДР обвиняет международных партнеров в невыполнении условий достигнутых соглашений, поэтому до сих пор не вывела из строя свой ядерный реактор.
Немало волнений Вашингтону доставила растущая мощь Китая, который также входит в клуб ядерных держав.
В Штатах постоянно готовятся доклады с анализом военных достижений страны. Для американцев сообщения о военном бюджете Китая, о его разработках и учебных стрельбах представляют огромный интерес и вызывают тревогу. При этом всякий раз ставится вопрос, а зачем Китаю это нужно и к чему всё это приведет.
Накануне о китайской угрозе размышлял директор Центрального разведывательного управления (ЦРУ) США Майкл Гайден.
Выступая в Университете штата Канзас, он отметил, что Китай – соперник США в экономической и геополитической сферах. «Но Китай не неотвратимый враг. Для Вашингтона и Пекина существуют разные и хорошие политические шаги, которые, по большому счету, могут удерживать нас на мирном, конструктивном пути, по которому мы идем почти 40 лет», – надеется шеф ЦРУ.
Но это не помешало ему напомнить об «очень серьезном наращивании военного потенциала Китая», который может угрожать американским интересам в регионе.
Он уверен, что после двух веков западной гегемонии Китай намерен «поиграть мышцами».
Майкл Гайден подчеркнул, что мощные вооруженные силы, по мнению Китая, – неотъемлемый элемент статуса сильного государства. «И мнение разведывательного сообщества таково, что вне зависимости от того, какое правительство бы было в Китае – даже демократическое, были бы те же самые национальные цели», – заявил глава ЦРУ.
В то же время он отметил, что Китай – «коммунистическое ядерное государство», которое, скорее всего, достигнет статуса великой державы в этом столетии и будет основным объектом внимания США.
Китай прекрасно понимает, что Вашингтон пристально следит за ним. Поэтому, несмотря на всевозрастающее экономическое сотрудничество между двумя странами, Пекин не прислушивается к призывам сдержать свою военную мощь. Наоборот, такое пристальное внимание Соединенных Штатов заставляет тщательнее подходить к вопросам собственной обороны, чтобы при любом возможном сценарии не оказаться проигравшим.